2 декабря 2011 г. в московском отеле Reneissance Monarch состоялся «Retailer congress 2011. Торговая недвижимость». В рамках конгресса было проведено три открытых дискуссии, два закрытых круглых стола и два мастер-класса, в которых приняли участие более 250 представителей ритейла, девелопмента и других профессионалов, заинтересованных в обсуждении темы развития и трендов рынка торговой недвижимости в России.

В открытой дискуссии «Девелоперы: отчеты по развитию 2011, планы 2012» приняли участие Константин Яковлев, руководитель департамента девелопмента DARS Development, Татьяна Медведева, генеральный директор Diamant Development Group, Галина Голощапова, руководитель по развитию «РосЕвроДевелопмента», Алексей Харламов, коммерческий директор DVI Group, Ольга Паршикова, руководитель департамента коммерческой недвижимости ГК «Ташир», и Владимир Трофименко, член совета директоров УК «БАШинвест». Модератором открытой дискуссии была Анастасия Козлова, директор дирекции девелопмента «Главстрой-СПб».

Разговор об итогах 2011 г. начался с обсуждения арендных ставок и их влияния на взаимоотношения ритейлеров и владельцев торговой недвижимости. Так, по словам Татьяны Медведевой, уровень арендных ставок в каждом ТЦ свой, и даже если он растет, но торговый центр при этом объективно успешен, арендаторы в нем остаются на новых условиях. И добавила, что собственник имеет право повышать цены, с чем многие из присутствующих на дискуссии не согласились.

Галина Голощапова сообщила, что у «РосЕвроДевелопмента», развивающего сеть ТЦ «Планета», проблем с арендаторами и заполняемостью объектов нет. «Наоборот, многие хотят попасть в наши ТЦ, но места есть не для всех желающих, так что мы можем выбирать и регулировать арендные ставки», — сообщила Галина Голощапова.

Повышение арендных ставок Константин Яковлев называет следствием того, что у владельцев торговой недвижимости есть банковская нагрузка, от которой они зависят. «Есть непростые отношения с банками, которые любят изменять условия», — сказал спикер.

Далее обсуждался вопрос качественности существующих торговых площадок. Татьяна Медведева высказала мнение, что ритейлеры жалуются на их недостаток совершенно необоснованно. «Ритейлеры говорят, что нет качественных площадок, но это неправда — на рынке достаточно много предложений по ТН», — сообщила Татьяна Медведева. С данным высказыванием не согласился Максим Щёголев, директор по развитию компании «О’Кей»: «Посчитайте, сколько сейчас строящихся объектов в регионах и сколько в Москве! В регионах — единицы, а в столице вообще нет. Нам самим приходится строить для себя».

На вопрос из зала о том, считают ли спикеры дискуссии угрозой интернет-коммерцию, которой все больше увлекаются ритейлры, многие ответили отрицательно.

«Не думаю, что угроза сильна, — прокомментировал Константин Яковлев. — Все-таки в шопинге много психологической составляющей — покупателям надо прийти, померять, потрогать и проч. Так что большая часть населения продолжить ходить в ТЦ».

«Может быть, влияние интернет-коммерции отразится на магазинах с мульти-медиа товарами, — сказала Галина Галощапова. — Так, они 2-3 года назад предпочитали большие помещения арендовать, а теперь сокращают площади».

Позиция девелоперов удивила Николая Юськива, директора департамента недвижимости ГК «СпортМастер». По его мнению, для ТЦ угроза наступит, когда станет проще и безопаснее оплачивать интернет-покупки. «Ритейл при этом не пострадает, он перестроится, так как траффик в торговых центрах изменится. Странно, что девелоперы не смотрят на это с опаской», — прокомментировал Николай Юськив.

Было сказано:
Максим Щёголев, директор по развитию компании «О’Кей»:

«Перед кризисом девелоперы пообещали в будущем, когда трудные времена пройдут, пойти нам на уступки. И что теперь? Да ничего. Ставки только повышаются, и никаких уступок нет».

Константин Яковлев, руководитель департамента девелопмента DARS Development:

«Я не должен отвечать за процент. Моя задача — привести покупателя, и я вам его привел. Поэтому выступаю за фиксированную арендную ставку».

Алексей Харламов, коммерческий директор DVI Group:

«Регионы должны наполниться, в первую очередь, классическими ТЦ, и только потом там начнется развитие качественной торговой недвижимости».

Галина Голощапова, руководитель по развитию «РосЕвроДевелопмента»:

«Чтобы привлечь в ТЦ посетителей, его владелец должен сделать что-то такое, что будет действительно интересно для города, например, дельфинарий».

Читайте и смотрите далее:

Отчет об открытой дискуссии «Ритейлеры: отчеты по развитию 2011, планы 2012» здесь

Отчет об открытой дискуссии «Ритейлеры VS Девелоперы. Особенности сотрудничества за МКАДом» здесь

Фоторепортаж с мероприятия. Приветственный кофе-брейк — здесь

Фоторепортаж с закрытого круглого стола «Межрегиональная торговая компания (ООО «МТК«): первые итоги деятельности 2011, планы 2012» здесь

Фоторепортаж с открытой дискуссии «Девелоперы: отчеты по развитию 2011, планы 2012» здесь

Фоторепортаж с открытой дискуссии «Ритейлеры: отчеты по развитию 2011, планы 2012» здесь

Лидеры рейтинга «ТОП 50 крупнейших владельцев торговой недвижимости», представленного на «Retailer Congress 2011. Торговая недвижимость», здесь

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments