Дочерняя фирма шведской Inter IKEA Group, именуемая LandProp, строит в восточной части Лондона экологический район, жителям которого обещают "настоящее чувство коммуны".
Рецепт до наивности прост. За основу берется территория бывшей промзоны площадью примерно 10,5 га. На ней строится жилье — 1,2 тыс. квартир, 40% которых рассчитаны на большие семьи, которым нужно не меньше трех спален. К этому следует добавить офисы, магазины (сетевые — не пускать!), школы, детский сад, отель и медицинский центр, а также немного кафе и ресторанов по вкусу. Автомобили надо спрятать под землю — там им самое место. Для транспорта есть водные каналы. Между домами — пешеходные дорожки, дворики, ландшафтные сады. Кстати, своими контурами проект до боли напоминает Новую Голландию.
По задумке создателей именно в такой обстановке начнет как на дрожжах расти общинный дух. Он будет подкрепляться равными для всех правами на жилье — только найм. Девелопер не раскрывает, во сколько обойдется строительство отдельно взятого коммунального рая, но считает, что сможет окупить капиталовложения за 10-20 лет. Британские СМИ предположили, что земля обошлась компании в $39 млн. На это в LandProp ответили, что цена была очень привлекательной, но не такой. Кстати, проект отделен от розничного направления IKEA, так что организаторы экорайона обещали, что жильцы не будут чувствовать себя в квартире как в одноименном мебельном каталоге.
Может ли такая идея, которую трудно назвать оригинальной, найти воплощение на петербургской земле? Эксперты по недвижимости считают, что до этого еще далеко. "Вспомните пирамиду Маслоу. То же самое применимо к строительству. Пока у нас в глобальном масштабе не удовлетворен спрос на жилье, экологический фактор будет на одном из последних мест, а на первом месте цена", — говорят в LaSalle.
В LaSalle считают, что одна из коренных проблем городской застройки — высокая цена земли. Девелоперы стараются выжать из участка максимум и строят 25-этажных монстров. Такого наплыва поселенцев не выдерживает никакая инфраструктура, в частности, множатся транспортные проблемы. В итоге чем дороже город продает землю, тем больше он потом тратится на инфраструктуру.
Отраслевые эксперты полагают, что иностранные компании могли бы привнести экологические стандарты. Но пока получается так, что иностранцы акклиматизируются и приспосабливаются к местным реалиям.
Единственный похожий на лондонский экорайон в России, который вспоминают опрошенные эксперты, — тот, что планируется сделать в Сколково. Правда, там действуют особые регламенты согласования проектов, отмечает Елена Валуева, директор по маркетингу Mirland Development Corporation (проект "Триумф Парк").
"Теоретически каких-то особенных сложностей, чтобы реализовать подобный проект рядом с Москвой или Петербургом, нет, — продолжает Елена Валуева. — Препятствия все те же: решение инфраструктурного вопроса и получение необходимых согласований. Без поддержки города, его заинтересованности в таком проекте здесь не обойтись". Резюме экспертов таково: рано говорить о возникновении города-сада там, где только недавно перестали использовать асбест.