FMCG-ритейлеры в очередной раз доказали, что по объемам выручки им никто не может составить конкуренцию на рынке российской розничной торговли. По итогам 2011 г. в рейтинг INFOLine & Retailer Russia TOP-100 , составленного издательским домом Retailer и ИА INFOLine, вошли 49 сетей данного сегмента. Их общая выручка на конец прошлого года составила 1 999,5 млрд руб. — это две трети от совокупной выручки сотни крупнейших розничных компаний (более 3 трлн руб).
Несмотря на то, что в новом рейтинге оказалось на два FMCG-ритейлера меньше, чем в ТОР-100 по итогам 2010 г., данный сегмент все же стал самым широко представленным в списке. 49 игроков со всех регионов страны смогли перешагнуть порог вхождения в рейтинг (6 млрд руб.) и оказаться на его разных местах. Семь из них смогли пробиться в первую десятку.
Покинули рейтинг сибирский ООО «Аникс» (сети «Аникс», «Корзинка», 93 место, выручка по итогам 2010 г. составила 5,48 млрд руб.) и уральский ООО «Интерторг» (сеть «Купец», 96 место, выручка по итогам 2010 г. составила 5,29 млрд руб.).
Среди новых участников ТОР-100 — ООО «Зельгрос» (Rewe Group, сеть «Зельгрос», 86 место, выручка по итогам 2011 г. составила 7,14 млрд руб.), ООО «Элита-98» (сети «Командор», «Аллея», 92 место, 6,47 млрд руб.) и ООО «Тверской продукт» (сети «Апельсин», «Экономика», «4 сезона», 95 место, 6,30 млрд руб.).
Второе место по представленности в рейтинге INFOLine & Retailer Russia TOP-100 после FMCG занимает DIY&HouseHold-сегмент — 12 компаний. В прошлом списке ста крупнейших розничных сетей России их было только восемь. При этом по итогам 2011 г. международные игроки существенно усилили свои позиции на российском рынке: британская Castorama, обогнав российский «Максидом», заняла третье место по обороту среди DIY-сетей. Для Leroy Merlin и Obi год также был удачным: по данным рейтинга INFOLine&Retailer Russia TOP-100, им удалось увеличить трафик на 10% и 8% соответственно и продемонстрировать показатели LFL на уровне, близком к 20%.
Далее по количеству сетей, попавших в ТОР-100, идет fashion-сегмент, как и в прошлом рейтинге представленный десятью ритейлерами. Как уже сообщал Retailer.RU, объем российского рынка одежды и обуви по итогам 2011 г. превысил $50 млрд, а темпы его роста, по данным рейтинга INFOLine&Retailer Russia TOP-100, составили 28,7%. Это рекордный показатель за последние семь лет.
Возглавил десятку от fashion ТД «Центробувь» (сети «Центробувь» и Centro) с выручкой 29,30 млрд руб. Второе и третье места соответственно распределили между собой Adidas с показателем 27,40 млрд руб и «Глория Джинс» (Gloria Jeans & Gee Jay) со своими 15,55 млрд руб. В самом рейтинге «Центробувь» занимает 22 строку, Adidas — 24, «Глория Джинс» — 38.
Стоит отметить, что среди всех десяти ритейлеров fashion-сегмента, попавших в ТОП-100 по итогам 2011 г., оказался только один новичок — компания «Модный континент» (сеть InCity). Ее показатели в INFOLine & Retailer Russia TOP-100 — 96 место и 6,24 млрд руб.
Четвертое место по числу вошедших в ТОP-100 ритейлеров разделили между собой сегменты «компьютерная техника» и «бытовая техника и электроника» — по семь компаний в каждом.
Лидером первого сегмента по выручке в 2011 г. стала сеть супермаркетов цифровой техники DNS (38,70 млрд руб. и 16 место в рейтинге), второго — «М.Видео» (111,86 млрд руб. и 5 место). К слову, в БТиЭ-сегменте только «М.Видео» удалось задержаться на той же строке, что и в прошлогоднем рейтинге INFOLine & Retailer Russia TOP-100. Остальные игроки сменили места, при этом большинство из них немного «сдали». Так, сеть «Эльдорадо», главный конкурент «М.Видео», опустилась на две позиции с 6 на 8 место (выручка в 2011 г. — 89,00 млрд руб.), а уральская ГК «Рембыттехника» (сеть «Эксперт») и вовсе на пять строчек — с 70 на 75 с показателем 8,47 млрд руб.
Пятое место по представленности в рейтинге занимает сегмент «мобильные устройства» — четыре компании, во главе которых, как и год назад, стоит «Евросеть» (10 строка и 75,10 млрд руб.).
Ближайший конкурент ритейлера, с которым в начале 2011 г. у «Евросети» был громкий конфликт из-за дележа торговых площадей, — «Связной» — несмотря на все проблемы, смог также сохранить свои позиции и с выручкой 70,12 млрд руб. остаться на 11 месте. Также данный сегмент в рейтинге представляют МТС и «МегаФон», который сейчас ведет переговоры с Александром Мамутом о приобретении его доли в «Евросети».
На шестом месте по количеству сетей в INFOLine & Retailer Russia TOP-100 делят сегменты «косметика и парфюмерия», «аптеки» и «детские товары». Своими цифрами по итогам 2011 г. в рейтинге смогли похвастаться по три компании от каждого сегмента.
В «косметике и парфюмерии» с показателем в 18,78 млрд руб. лидирует «Алькор и Ко» (сети «Л’Этуаль» и Bon Joli). Ритейлер занимает, как и в предыдущем рейтинге, 32 место.
В «аптеках» — «Ригла», потерявшая одну позицию. Сеть с выручкой по итогам 2011 г. 13,79 млрд руб. расположилась на 43 строке INFOLine & Retailer Russia TOP-100. В целом аптеки не особо порадовали своими результатами — год назад в ТОР-100 входило семь ритейлеров данного сегмента. Покинули рейтинг «Фармакор», «Имплозия», «Мособлфармация», приобретенная аптечной сетью А5 (вошла в этот ТОР-100) и «Столичные аптеки». В общей сложности аптечные сети, вошедшие в INFOLine&Retailer Russia TOP-100 по итогам 2011 г., заработали 38 млрд руб.
В «детских товарах» — «Детский мир», поднявшийся с 30 на 29 строку рейтинга. В 2011 г. выручка ритейлера составила 23,01 млрд руб., темп ее роста — 14,9%.
Седьмое, последнее, место по числу представленных в ТОР-100 сетей занимают сегменты «спортивные товары» и «мебель для дома». От первого на 15 строке рейтинга расположился «Спортмастер» с выручкой 47,00 млрд руб по итогам прошлого года, от второго — IKEA с выручкой 48,55 млрд руб. и не изменившимся с 2010 г. 14 местом в INFOLine & Retailer Russia TOP-100.
* Полную версию рейтинга смотрите в июньском номере Retailer magazine
Рейтинг сегментов по количеству сетей, представленных в INFOLine & Retailer Russia TOP-100 по итогам 2011 г.
Сегмент | Количество сетей |
FMCG | 49 |
DIY&HH |
12 |
Fashion | 10 |
БТиЭ | 7 |
Компьютерная техника | 7 |
Мобильные устройства | 4 |
Косметика и парфюмерия |
3 |
Детские товары | 3 |
Аптеки | 3 |
Мебель/товары для дома | 1 |
Спортивные товары |
1 |