Торговые сети подсчитывают прибыль после новогодних праздников. Для ритейла этот период хоть и денежный, но тяжкий. Магазины в это время работают на износ, а их топ-менеджмент ломает головы над тем, как удержать покупательский спрос после зимних каникул. Это и понятно: региональный рынок ритейла постепенно насыщается, а его игроки становятся агрессивнее и изобретательнее в конкурентной борьбе.


Сформирован, но растет

В Челябинской области торговые сети наращивают свое присутствие на рынке. По данным Челябинскстата, в январе — ноябре 2013 года розничный ритейл формировал 24,4 процента общего объема оборота розницы в регионе. Годом ранее доля его была заметно меньше — всего 16,6 процента. Заметно, что этот процесс идет в унисон с увеличением торговой сети в целом. По данным областного минэкономразвития, за последние 15 лет она выросла более чем в 2 раза. Причем половина торговых площадей в регионе приходится на долю крупных предприятий.

Росту доли сетевых магазинов в какой то степени способствует политика сокращения рынков, проводимая государством. В этом уверена и.о. завкафедрой "Экономика торговли" ЮУрГУ, кандидат экономических наук, доцент Алена Левина:

— Ровно год назад вышел федеральный закон, который запустил в России процесс реорганизации розничных рынков. Более 1100 тысячи рынков в стране были преобразованы в другие форматы, — поясняет эксперт. — Наряду с общим увеличением торговой сети, закрытие рынков стало одним из факторов роста доли ритейла в рознице.

Сегодня в Челябинской области представлены торговые сети — мы говорим, прежде всего, о продуктовом ритейле — международного, федерального и регионального уровней. Наиболее крупные игроки — это "Ашан", "Метро", "Молния-Спар" (французская компания SPAR International заключила лицензионный договор с сетью "Молния" и накладывает свои стандарты на работу магазинов челябинской сети), "X5 Retail Group" ("Пятерочка", "Карусель", "Копейка"), "Магнит" и "Монетка". Несмотря на то что рынок ритейла на Южном Урале вполне сформирован, эксперты прогнозируют появление на нем новых игроков.

— Ожидать значительных изменений в составе основных ритейлеров, как мне кажется, уже не приходится, но вероятность появления инвесторов, новых игроков извне существует, — считает Тамара Кацай, старший преподаватель кафедры "Экономика торговли" ЮУрГУ, бизнес-тренер, участник программы Российско-Американского консульства "Business for Russia". — К примеру, таких как Walmart. Реальные перспективы для этого имеются. В случае выхода Walmart на российский рынок, интерес к Челябинской области, как к социально благополучному региону, с энергично развивающейся производственной инфраструктурой, думаю, будет однозначным.

Эксперт также отмечает, что продовольственный ритейл в регионе будет расти и дальше. Даже если и не так быстро как в предыдущие годы. По итогам 2012 года объем этого рыночного сектора в Челябинске составил примерно 119 миллиардов рублей, что означает рост примерно на 15 % в год. Это низкий показатель по сравнению с 2008 годом, тогда ритейл прирос на 30 %. В 2009 году по известным экономическим причинам рынок ритейла "усох" на 3 %, в 2010-м — снова вырос, но уже на небольшие 10 %. В 2011 году сетевая розница дала прибавку на 11,5 %. Отсюда вывод — по сравнению с докризисным периодом сегодняшний ритейл находится на стадии роста.


"Завлекалочки" и снеки

Кроме количественных изменений, по словам Тамары Кацай, в южноуральской сетевой торговле грядут и качественные изменения. По прогнозу эксперта, ритейлеры проникнутся идеей мультиформатного направления.

— Активно продолжится смена и дополнение форматов магазинов. Многие сети, понимая потребности клиентов, имея желание приблизиться к последним, включают в свои краткосрочные планы мультиформатирование, — объясняет свое видение Тамара Васильевна. — Примером может быть французская сеть гипермаркетов Auchan ("Ашан"). В 2013 году Auchan запустила новый формат "A2pas", в переводе — "в двух шагах". Это новый для нее концепт — "магазин у дома". Площадь магазина "А2pas" варьируется от 250 до 500 квадратных метров. В ассортименте продукции доминируют биопродукты, снековая категория, замороженная продукция, овощи и фрукты. Главной особенностью, которая выделяет новый концепт "Ашана", является то, что из 7,5 тысячи продуктов, представленных в магазине, 3 тысячи — продаются под собственной маркой группы, а 400 наименований — по цене менее одного евро.

Из этой же серии качественных изменений — выход сетей на периферию. На движение в направлении глубинки ритейлеров, по мнению Тамары Кацай, подтолкнет острый дефицит торговых площадей и высокие цены на коммерческую недвижимость в Челябинске.

— Так, например, "Пятерочка" и "Дикси" в последние годы вышли в города области, и выход сетей в мелкие города и населенные пункты области активно продолжится, — считает она.

В прошлом году разрастание торговых сетей на периферии региона стало настолько очевидным, что процесс даже взяла на контроль антимонопольная служба. Летом 2013 года в Еманжелинске, Южноуральске, Чебаркуле и Сатке доля магазинов краснодарской сети "Магнит" приблизилась к предельно допустимой законом "О торговле" норме в 25 процентов. УФАС принимала меры. Нужно сказать, что кроме антимонопольщиков, регулировать присутствие ритейла в муниципалитете могут и местные власти, заинтересованные в развитии малого бизнеса в своем городе или районе. Такие полномочия им предоставляет федеральное законодательство.

Кроме прочего, специалист в продуктовом ритейле Тамара Кацай прогнозирует проявление на этом рынке и ряда других тенденций. В частности, стремления к укрупнению игроков. Одиночные магазины, по мере роста и разветвления сетевых форматов торговли, постепенно уйдут с арены действий, считает эксперт. Также она предполагает усиление ротации топ-менеджеров в этой сфере. Для управления будут привлекаться и переманиваться наиболее успешные топ-менеджеры как российские, так и зарубежные. Это неизбежно и для южноуральского рынка. Но главной приметой времени в отношении ритейла специалист называет обострение борьбы за покупателя.

— В 2014 году ритейлерам придется бороться за покупателя. Замедление экономики заставляет российских потребителей экономить. Это значит, что в этом конкуренция между игроками рынка станет более жесткой, — добавляет бизнес-тренер. — А инструменты для привлечения и удержания покупателей станут значительно разнообразней, и применяться будут более активно, и в какой то степени более агрессивно. Начиная со снижения цен, всевозможных "завлекалочек" — акций, бонусов, подарков, предложения дополнительного веса или объема продукта за те же деньги, оптимизации ассортимента, расширение доли собственного производства, повышения сервиса и культуры обслуживания, приближения магазинов к покупателю и заканчивая жестким контролем за стандартами работы и модернизацией магазинов и оборудования.

Красота — страшная прибыль

Своеобразной тренировкой перед боем стали для сетевиков новогодние праздники. Мускулы, которые скоро пригодятся им в конкурентной борьбе, ритейлеры наращивали на всевозможных скидочных акциях и улучшении сервиса на кассах.

— Отличие новогодних акций от всесезонных — это появление в ассортименте актуальных позиций, как то — стола заказов на банкетные блюда, которые нельзя купить в магазине, — комментирует пиар-менеджер челябинской торговой сети "Молния — Спар" Анастасия Логиновская. — К этому можно добавить продление времени работы магазинов: 28, 29 и 30 декабря гипермаркеты — всего их 7 — работали на час дольше. Также в декабре открылись наши новые магазины в Челябинске, Миассе и Кыштыме, что тоже планировалось заранее и именно к предпраздничным закупкам.

Корректировали график работы и в магазинах сети "Проспект":

— В предпраздничные дни улучшали выкладку в залах фруктов и шампанского, — отмечает маркетолог торговой сети Наталья Бондарева. — Работники офиса выходили в зал, на фасовку овощей и фруктов. Руководство выводило штат в дополнительные смены. А кассиры поздравляли с Новым годом каждого покупателя. В любом случае декабрь для нас — это самый прибыльный месяц в году. И это справедливо не только для нашей сети, но и для торговли в целом.

Можно предположить, что предпраздничные усилия со стороны ритейлеров себя оправдывают. По мнению Forbes, новогодние акции приносят розничным сетям от 20 до 50 % годового дохода. В это же время эксперты отраслевого портала retail.ru отмечают, чтопотребители теперь более благосклонны к различным спецпредложениям и бонусам от торговых сетей. А, как известно, именно такого рода "фишками" изобилует политика ритейла по привлечению покупателей.

— Общее снижение покупательной способности толкает ритейлеров в новогодний период на снижение цен и проведение акций, — замечает Тамара Кацай. — Это в свою очередь подогревает интерес потребителя, подталкивает к покупке товаров праздничного ассортимента в большем количестве и разнообразии.

Тем не менее, рецессия в экономике внесла коррективы в потребительские привычки наших соотечественников. Россияне — и вряд ли южноуральцы в этом сильно отличаются от жителей других регионов — стали более рационально и взвешенно подходить к традиционным предновогодним закупкам. К таким выводам пришли в маркетинговой компании Nielsen Россия, которая исследовала рынок товаров повседневного спроса накануне 2014 года. Маркетологи заметили сильный прирост в последние годы, в том числе и в декабре 2013 го, продаж мясных и рыбных деликатесов, а также напитков для коктейлей, таких как ром и текила по сравнению с алкоголем, употребляемым в чистом виде. Как выяснилось, алкоголь и шоколадные конфеты чаще всего покупаются "на стол", в то время как наборы из гелей для душа, пены для ванн, дезодорантов являются одними из самых распространенных подарков. Предновогодний и новогодний рост продаж таких наборов "для красоты" сохраняется вплоть до марта. Известное дело, все эти товары в самом широком ассортименте представлены в торговых сетях.

Добавим, что ни российские сети, ни их челябинские филиалы пока не обнародовали результаты новогодних продаж. Но эксперты полагают, что свои 30 — 50 процентов годового дохода они получили, в том числе и за счет проведения праздничных акций. И несмотря на негативные тенденции в экономике, декабрь по-прежнему остается самым хлебным месяцем для розничного ритейла.

Доля присутствия игроков на рынке розничной торговли продуктами в регионе по итогам 2012 года, по данным УФАС по Челябинской области:

        Розничная сеть "Проспект" — 1, 06 %
        ООО "Молл" Молния — 4,82 %
        ООО Ашан — 0,93 %
        ООО "Челябинск-Дикси" — 0,69 %
        ЗАО "Тандер" -Магнит — 5,07 %
        Уральский филиал X5 Retail Group — 5,8 %
        ООО "Красное и белое" — 5,89 %
        ОАО "Седьмой континет" — 0,6 %
        ООО "Элемент трейд" ("Монетка") — 0,76 %

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments