Сеть недорогой обуви Kari, принадлежащая бывшему владельцу "Эльдорадо" Игорю Яковлеву, будет расширять свое присутствие в регионах за счет продажи франшизы. Затраты франчайзи на открытие одного магазина могут составить 4,5 млн руб. Без отмены вступительных взносов привлечь партнеров в период кризиса будет сложно, предупреждают эксперты.
Kari начинает продавать франшизу и развивать оптовое направление в связи с увеличением спроса на недорогую обувь, рассказал "Ъ" гендиректор сети Валентин Дмитриев. По его словам, предоставлять франшизу компания будет в тех городах, что не вошли в планы по собственному развитию. О каких именно городах идет речь, он не уточнил. Топ-менеджер подчеркнул, что развитие франчайзинга никак не повлияет на открытие магазинов самим ритейлером. Сейчас компания управляет более чем 800 магазинами в России, Казахстане, на Украине, в Белоруссии и Польше и 11 складами в России.
По оценке Kari, инвестиции в открытие одной франчайзинговой точки составляют около 4,5 млн руб. Вложенные средства вернутся к предпринимателю в течение 1,5-2 лет, обещает господин Дмитриев. Условия приобретения франшизы, наличие и размер паушального взноса, объем роялти в Kari не раскрывают.
Сеть Kari была создана в 2012 году бывшим владельцем "Эльдорадо" Игорем Яковлевым. Инвестиции на первоначальном этапе составляли около $150 млн собственных средств, заявлял ранее ее владелец. По итогам 2014 года оборот (без НДС) компании составил 16 млрд руб., что на 92% больше, чем в 2013 году. В прошлом году производство обуви в натуральном выражении снизилось на 3% по сравнению с 2013 годом, до 110,7 млн пар, свидетельствуют данные "Infoline-Аналитики". В денежном выражении объем обувного рынка превысил $15 млрд.
Запуск франчайзингового проекта является для Kari логичным продолжением программы увеличения товарооборота, считает гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. "Он позволит перевести некоторых оптовых закупщиков Kari в статус франчайзи и за счет этого расширить ассортимент реализуемой продукции, так как оптовые покупатели, как правило, покупают узкий ассортимент товарных позиций. Франчайзи же берут на себя обязательства по покупке широкого ассортимента, в который могут быть включены товары с более высокой для Kari маржей",— объясняет он. Эксперт отмечает, что ключевым фактором успешной реализации франчайзинговой программы будет установление минимального вступительного (паушального) взноса или его отсутствие, так как региональные розничные операторы сейчас испытывают значительные финансовые сложности и не смогут аккумулировать денежные средства для приобретения дорогостоящей франшизы.
Обувных франшиз экономсегмента в России крайне мало, говорит эксперт сайта Franshiza.ru Анна Рождественская. По данным ее портала, доля обувных франшиз в общем количестве франчайзинговых предложений в России составляет всего около 5%, что сопоставимо с долей франшиз рынка нижнего белья, который в несколько раз меньше обувного. "В кризисные годы спрос смещается в сторону низких средних чеков, поэтому сегмент, в котором работает Kari, становится более актуален, а франчайзинг — отличный способ быстрой экспансии в регионы",— отмечает госпожа Рождественская. Она напоминает, что основные конкуренты Kari не продают франшизы: Centro развивают только собственную розницу, "Центробувь", предлагавшая на протяжении многих лет франшизу, объявила о приостановлении франчайзинговой программы и сейчас работает только с действующими франчайзи. У "Обуви России" в настоящее время доля франчайзинговых магазинов не превышает 10% от общего числа объектов, говорит директор по связям с общественностью сети Наталья Паули. По ее словам, компания делает ставку на развитие собственных магазинов, так как не испытывает недостатка средств для их открытия.