Великий пост подстегнул активный рост продаж овощей и круп, но не привел к серьезному падению спроса на мясную и молочную продукцию, подсчитали продовольственные ритейлеры. В некоторых сетях даже фиксировали увеличение оборота молочных категорий. От спиртного в пост россияне также полностью отказываются редко, но заменяют его безалкогольными аналогами.
С 27 февраля, когда начался Великий пост, в среднем продажи постных продуктов увеличились на 12%, подсчитали в ТД "Интерторг" (сети "Народная семья", "Идея", Spar). Наибольший рост приходится на овощные консервы (около 42%), свежие овощи, грибы и зелень (около 24%), а также крупы, десерты и каши (на 11-15%), отметил представитель компании. Товарооборот свежих и замороженных овощей и круп с начала поста увеличился на треть по сравнению с показателями двух недель, предшествовавших посту, рассказал "Ъ" представитель ГК "Дикси" Антон Пантелеев. Рост продаж овощных консервов в этот период превысил 50%, продолжает он. Лидером в этой категории, по словам господина Пантелеева, стала овощная икра, реализация которой выросла в четыре раза. Такой же рост продаж показала консервированная фасоль в "Мегамарте", спрос на горошек увеличился вдвое, говорит он. Спрос на орехи и сухофрукты вырос на 45%.
Кроме этого, пост подстегнул продажи "молочных" продуктов растительного происхождения (соевого, рисового и миндального молока), в сети "Виктория" они выросли в три раза, продолжает представитель ритейлера. Спрос на рыбу и морепродукты (их употребление разрешено в некоторые дни поста) увеличился в два раза, добавляет он. В "Ленте" фиксируют двузначный прирост спроса на баклажаны, кабачки, томаты, огурцы, зелень, а также виноград и груши, сообщили в пресс-службе сети.
В этом году Великий пост продлится до 15 апреля. В этот период православные христиане отказываются от блюд, содержащих животный жир, мясо и субпродукты, яйца, молочные продукты. В первую и последнюю недели поста его условия особенно строги.
По данным "Левада-центра", 24% россиян собирались полностью или частично поститься. Из них лишь 2% намерены держать строгий пост на протяжении всех семи недель, остальные планировали держать пост только последнюю неделю (4%) или частично ограничить себя в еде, отказавшись от мяса, спиртного и т. д. (18%). Например, от алкоголя в той или иной степени готовы отказаться 30% опрошенных.
С началом поста продажи колбасных изделий, мяса, йогуртов снизились всего на 3%, молока — на 7%, говорит Антон Пантелеев из "Дикси". Снижение спроса в период поста наблюдается среди колбас, сыров, масла, яиц, мяса и птицы в диапазоне до 10%, отмечает представитель сети гипермаркетов "Глобус" Мария Зинина. Аналогичные показатели фиксирует коммерческий директор сети супермаркетов "Я любимый" Оксана Крахмальная. "Это традиционные показатели для поста,— поясняет она.— В то же время спрос на товары, которые заявлены в акциях, даже среди этих категорий абсолютно стабилен". В свою очередь, "Перекресток" в молочной гастрономии даже зафиксировал рост на 6%. Продажи молока увеличились на 10%, яиц — на 22%, десертов — на 24%, сыров — на 4%, кисломолочной продукции — на 2%, рассказал представитель сети. По его словам, спрос на мясо снизился на 17%: особенно падение затронуло говядину (снижение на 16%) и свинину (снижение на 12%).
Во время Великого поста продажи алкоголя в целом по России упали на 8%, свидетельствуют данные "Перекрестка". Из подсчетов "Виктории" следует, что в пост россияне переключаются на безалкогольные аналоги спиртного. Так, продажи безалкогольного вина выросли на 20%, а безалкогольного пива — на 30%. При этом спрос на водку снизился на 12%, на светлое пиво — на 5%, на темное — на 15%.