На портале Retailer.RU 19 марта стартовала новая экспертная рубрика «Правила отсрочки», посвященная факторингу и финансовой логистике. Суть ее – демонстрация того, какие вопросы можно решить усилиями факторинговой компании и оценить, насколько это эффективно для бизнеса. Любой читатель Retailer.RU может прислать свой кейс и задать вопрос на самом портале, по электронной почте (gileva @ retailer.ru) и на официальной странице издания в Facebook. Вопросы могут касаться как общих теоретических моментов по заданным темам, так и конкретных случаев из вашей практики (возможная работа по факторингу, проблемы с уже случившимися сделками и проч.).
Экспертное мнение по вашим вопросам будет давать Сергей Васильев, директор Санкт-Петербургского представительства Национальной Факторинговой Компании (НФК). Ответы вместе с вопросами будут ежедневно публиковаться в течении недели со 2 по 6 апреля в рубрике «Правила отсрочки».
Первый вопрос был задан участником сообщества профессионалов Retailer.RU Владимиром Аксеновым.
Вопрос: Здравствуйте! У меня есть крупные клиенты, которым я предоставляю длительную отсрочку платежа. В последнее время число таких покупателей увеличилось. Вроде бы, все пока в порядке, и платят они исправно, но сам факт, что висит большой объем дебиторки, меня несколько волнует. Думал, может, застраховать, но все, кого ни спрошу, говорят, что со страховыми лучше не связываться – требования высокие, а потом денег не дождешься. Хочу понять, в чем суть этого поручительства? И что выходит по деньгам?
Ответ: Добрый день! Для наглядности рассмотрим работающего с нами по поручительству клиента. Годовой оборот компании около 900 млн. руб., из которых на розничные сети приходится порядка 500 млн руб., на городских и региональных оптовиков – около 400 млн руб. Средний срок отсрочки — 60 дней.
Ранее клиент пытался работать со страховой компанией, но не сложилось, так как страховщик готов страховать только весь портфель «дебиторки» под 0,9% от всего оборота с франшизой в 20% (франшиза – это доля страхуемой суммы, не покрываемая страховкой). Страховая премия должна была быть начислена и оплачена клиентом авансом сразу на весь заявленный оборот. При страхуемом обороте в 900 млн руб. она составила бы порядка 8 млн руб., и только 80% от объема «дебиторки» были бы застрахованы. Кроме того, если по факту оборот за год оказался бы меньше заявленного, комиссия, начисленная в самом начале, ничуть бы не уменьшилась.
В качестве альтернативы страхованию НФК предложила поручительство только за оптовиков, как и хотел клиент, с размером покрытия 90% от передаваемой «дебиторки». Ставка НФК составила 1,1% от суммы покрытия без какой-либо франшизы. В отличие от страховых компаний НФК начислила комиссию только на 90%, покрытые поручительством. В результате, стоимость услуги составила чуть более 3 млн руб. И если вдруг компания-клиент не выполнит план по продажам в адрес не сетевых покупателей, а оборот за год по оптовикам составит меньше ожидаемого в начале объема, итоговая комиссия уменьшится пропорционально.
Смоделируем страховой случай. Например, покупатель нашего клиента не оплатит поставку на 8 млн руб. Страховая выплатила бы компании-клиенту 6,4 млн руб. (80% от суммы поставки), выплата по поручительству НФК – 7,2 млн руб. (90% от суммы поставки). Период ожидания выплаты при страховании может составлять от 180 до 240 дней, при поручительстве – максимум 120. Получается, что свои 6,4 млн руб. клиент дожидался бы от страховой чуть ли не 8 месяцев, а от НФК получит 7,2 млн руб. в трехмесячный срок.
Надеюсь, что такой наглядный пример помог Вам разобраться в том, что такое поручительство. Если нет, звоните, – с радостью проконсультируем.