Падение покупательской способности привело к снижению продаж биоактивных добавок (БАДов) через аптеки: в первом полугодии 2009 года объем рынка в упаковках сократился на 2%. В рублевом выражении продажи БАДов выросли на 15%, тогда как в предыдущие годы рынок рос на 30—35% ежегодно. В то же время производители биодобавок пока сдерживают цены. Если лекарства уже подорожали более чем на 15% в рублях, то БАДы, наоборот, подешевели в июне на 1%.
Согласно отчету DSM Group, по итогам первого полугодия 2009 года объем продаж биодобавок через аптеки вырос на 15% по сравнению с тем же периодом прошлого года, до 6,4 млрд руб. В первом квартале рынок рос быстрее — на 23%, а в прошлом году аптечные продажи БАДов увеличились на 33%. Специалисты ЦМИ «Фармэксперт» подтверждают, что рынок замедлил свой рост: по их данным, его объем увеличился в рублях на 9,7% и составил 13,2 млрд руб. («Фармэксперт» к рынку биодобавок относит не только пищевые добавки, но и космецевтику). В долларовом исчислении в первом полугодии рынок сократился на 17,5%, до 190,8 млн долл., по версии DSM Group, и на 21%, до 400 млн долл., по оценке «Фармэксперта».
Впрочем, эксперты ожидали худших результатов. «Мы прогнозировали, что аптечный рынок БАДов упадет в два-три раза, поскольку эти препараты не относятся к предметам первой необходимости, — говорит директор отдела маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. — Однако этого не произошло. Зато, как мы наблюдаем, сильно упали продажи БАДов в сетевом маркетинге. Покупатели пошли за БАДами в аптеку, отказавшись от услуг компаний прямых продаж или лавок жизни».
Цены на БАДы в отличие от лекарств, которые подорожали в рублях за шесть месяцев 2009 года на 15,4%, выросли всего на 7,8%, подсчитали в DSM Group. Основное подорожание пришлось на первые два месяца 2009 года, с марта цены стабилизировались, а в июне по сравнению с маем стоимость средней упаковки и вовсе упала на 1%. «70% представленных на российском рынке БАДов отечественного производства, поэтому и инфляция на этот тип товара заметно ниже, чем на лекарственный ассортимент, где ситуация ровно противоположная», — объясняет гендиректор DSM Group Александр Кузин.
Благодаря стабильности цен сохраняется и стабильный спрос на эти товары, продолжает г-н Кузин. По данным DSM Group, в упаковках рынок за год почти не изменился: в первом полугодии было продано 115 млн упаковок, что на 2% меньше, чем в первом полугодии прошлого года. ЦМИ «Фармэксперт» все-таки наблюдает снижение рынка в упаковках: по данным экспертов, он упал на 7,8%, до 145 млн упаковок.
Кризис отразился на рынке биодобавок прежде всего сокращением продаж в упаковках, причем наибольший процент падения в начале года показали регионы, делится наблюдениями директор московского представительства «Эвалар» Наталия Прокопьева. Кроме того,
г-жа Прокопьева отмечает незначительное переключение покупательского спроса в сторону недорогих брендов. «Российские компании пока удерживают цены, но они будут расти вслед за ростом цен на сырье и комплектующие, особенно если импортная составляющая занимает большую часть в составе БАДа», — прогнозирует эксперт.
По мнению Давида Мелик-Гусейнова, БАДы — продукция, очень чувствительная к изменениям цены: «Население сейчас экономит в первую очередь на продукции life style, поэтому с ценами на эти препараты играть невозможно». В итоге рынок, по прогнозу эксперта, в 2009 году вырастет не больше чем на 10%, а в общей структуре продаж аптечного ассортимента доля БАДов будет снижаться. Сейчас доля БАДов в аптечных продажах составляет 5%. «Однако, оттого что цены на лекарства в первом полугодии росли более агрессивно, чем на БАДы, население может рассматривать биодобавки как доступную альтернативу для предупреждения болезни и улучшения качества жизни», — надеется Наталия Прокопьева.