Россияне вынуждены сокращать расходы на приобретение одежды. Однако производители одежды не останавливают производство, считая, что с крайними мерами надо подождать. Таковы данные опроса одежных ритейлеров и производителей, проведенного кадровым центром «Юнити».
По информации Finn Flare, за последний сезон увеличились продажи базовых моделей и более дешевого продукта. На снижение объемов продаж многие торговые марки отреагировали сокращением объемов выпуска продукции. «Эта тенденция особенно ярко была заметна в начале года, когда спрос на одежду стал активно падать. Многие фирмы, размещающие заказы на пошив в Китае и других азиатских странах, сокращали ассортимент, приостанавливали производство и увольняли специалистов: дизайнеров, конструкторов», – рассказывает Ирина Базылева руководитель группы подбора персонала кадрового центра «Юнити».
Компании, имеющих производство в России, практически не сокращали персонал и не уменьшали зарплат. «Увольнения носили оптимизационный характер. Например, до кризиса работодатель нанимал нескольких дизайнеров на разные направления, а теперь оставляет только главного специалиста, плюс, возможно, одного помощника», – рассказала Ирина Базылева.
«У нас оборудование, взятое в лизинг, мы гасим кредиты. Из-за курса доллара подорожало сырье и фурнитура, но наш товар сейчас имеет конкурентное преимущество перед импортным, который проигрывает в цене из-за курса валют и выросших таможенных пошлин. Поэтому очень важно сохранить собственное производство, и мы прилагаем все усилия», – комментриует Наира Оганесян, генеральный директор компании «Спартак Бизнес Групп» (изготовление и продажа детской одежды под брендом Lusy&Syzy).
Константин Носов, коммерческий директор компании Fabex jeans (производство джинсовой одежды), тоже уверен, что у российских производителей сегодня появился шанс переиграть своих восточных конкурентов. «Китайцы предлагают более дешевый труд и местное сырье. В себестоимости производства пока они выглядят убедительнее. Мы закупаем сырье, да и средняя заработная плата рабочих у нас на порядок выше. Но если взять весь цикл создания товара, включая упаковку, доставку, «растаможку» и т.д., то мы являемся конкурентоспособнее. Для нас главная проблема сейчас больше психологическая. Потому что имидж российских производителей пока еще не котируется на мировом рынке и даже внутри самой страны». По мнению Константина Носова, уменьшить издержки и стать экономически более привлекательными для российских клиентов можно за счет роста объемов производства.
«В период бурного развития акцент скорее делался на скорость реализации проектов и принятых решений, — комментирует Анна Сироткина, заместитель генерального директора компании Finn Flare. — Сейчас во главе угла стоит эффективность: стоимость денег возросла, цена ошибки тоже». Начать оптимизацию своих бизнес-процессов, по мнению эксперта, стоит с персонала.
«Сейчас многие работодатели ужесточили требования к профессиональным качествам специалистов, особенно тех, от кого зависит, понравится новая модель покупателю или нет. В первую очередь – это дизайнеры, технологи, – поясняет Ирина Базылева. – Сокращения в тех компаниях, которые не шили в России, высвободили немало специалистов, в том числе с опытом работы с западными предприятиями, которых сейчас с готовностью нанимают российские производственные фирмы».
Другие важные изменения, предпринимаемые компаниями, касаются ассортимента. «Мы позиционируемся как детская одежда сегмента luxe, – рассказывает Наира Оганесян, генеральный директор компании «Спартак Бизнес Групп». – До последнего времени около 70% всей нашей продукции составляли эксклюзивные наряды, остальные 30% – одежда для новорожденных и casual. Мы проанализировали динамику продаж и сейчас переориентируем ассортимент: 60% займет повседневная одежда и товары для новорожденных, а остальная часть – эксклюзивные наряды. В настоящее время запущена еще линия взрослой одежды, а также компания занимается индивидуальными заказами».
Чтобы поднять продажи, многие производители ищут новые подходы к маркетингу и сбыту продукции. Например, Наира Оганесян рассказала, что если до кризиса компания могла себе позволить хранить остатки и продавать весь товар по регулярной цене, то сейчас проводит в своих магазинах скидочные акции. |
Среди других преобразований, о необходимости которых говорят эксперты, – повышение эффективности структуры компании, оптимизация расходов и уменьшение стоимости предлагаемых услуг. «Снижение затрат на изготовление продукции – один из главных вопросов, который сегодня на повестке дня почти у всех производственных компаний. Большинство рисков связано с размещением заказов по контрактам на фабриках, которые не принадлежат фирме, то есть являются аутсорсерами. У многих из них финансовая ситуация достаточно сложная. Поэтому необходимо проанализировать все условия платежей, отгрузок, сроков выполнения заказа, чтобы максимально обезопасить свою деятельность. Сейчас это вполне реально. Производители идут на уступки», – говорит Анна Сироткина.