Первые разноцветные текстильные кубики под маркой «Мякиши» появились на прилавках в 2000 г. С фотографии на упаковке улыбался розовощекий ребенок — младшая дочка основателей компании «Фокс», благодаря которой вообще-то и появились боровичевские «Мякиши». Идея собственного производственного бизнеса зрела в семье Антоновых давно. Но когда брат Евгения привез из Лондона в подарок маленькой племяннице яркие мягкие кубики, родители подумали, что такие игрушки были бы востребованы и в России.

На запуск бизнеса в городе Боровичи Новгородской области ушло примерно 10 000 руб. семейных сбережений. Антоновы арендовали помещение в 30 кв. м, купили две швейные машинки, наняли двух сотрудников. Увольняться с работы не спешили. Марина была в декрете, а Евгений первое время продолжал трудиться в компании по продаже мороженого.

Первые кубики шили из однотонных тканей. Доставать, а иногда практически выпрашивать дефицитную гладкокрашеную цветнину Евгений ездил на комбинаты в Иваново, Шую и Ярославль. Ни в Москве, ни в Петербурге ее не было.

На рынке не ждали

По телефону оптовики-игрушечники с новыми производителями даже разговаривать не хотели. Тогда супруги загружали кубиками багажник «восьмерки» и ехали в столицу. Первые 10 наборов кубиков по 30 руб. каждый были проданы в Петербурге, а крупная партия в 50 наборов — в Москве.

Спустя полгода продажи остановились. Надо было придумывать что-то новое. К тому же, когда Антоновы подсчитали расходы, оказалось, что ушли на 150% в минус от первоначальных вложений. Ежемесячный оборот бизнеса в первый год редко превышал 10 000-15 000 руб. И тогда за $4000 предприниматели продали доставшуюся по наследству квартиру и все инвестировали в ткань со специальным рисунком. Но найти комбинат, который взялся бы откатать на заказ 2-3 рулона ткани, оказалось практически невозможно. Отказали четыре ивановских комбината, завернули в Шуе. Когда делать ткань не захотели и на Тверском комбинате, Евгений решил, что терять нечего, и отказался уходить из кабинета директора по производству. С Тверским комбинатом «Мякиши» потом работали около восьми лет, пока акционеры его не закрыли.

«Сейчас ткани для нас делают в Иванове, на том комбинате, где завернули в 2000 г., — рассказывает Марина. — Проблема сырья очень острая. Комбинаты в заказчиках не заинтересованы совершенно. Мы обязаны выкупать все 100% ткани, даже если она с браком. Для игрушечников в России нет ни оборудования, ни комплектующих».

Ограничены возрастом

«Выход кубиков с рисунком был бомбой», — вспоминает Евгений. Хотя первые 50 наборов в Петербурге оптовики взяли с большой неохотой и тут же половину переправили своим партнерам в Москву.

«Не успел я домой вернуться, а мне уже звонили из Москвы с вопросом, сколько наборов можете отгрузить? Были даже готовы на предоплату», — усмехается Антонов. Потом оптовики рассказывали, что за первые 30 наборов ярких кубиков продавцы в Лужниках чуть не подрались.

К 2004 г. в компании работало уже 45 человек. Рос и ассортимент: появились мячики, треугольники, пирамидки из хлопка и трикотажа. «Мы пробовали шить и обычные мягкие игрушки, но рынок нас воспринимает как производителей развивающей игрушки для детей до трех лет», — говорит Марина.

«Сегмент развивающих тканевых игрушек нов для нашего рынка, и здесь конкуренты у “Мякишей” только зарубежные, — комментирует президент Национальной ассоциации игрушечников России Антонина Цицулина. — Через 3-5 лет конкуренция обострится, но пока рынок далек от насыщения».

Антоновы считают, что прямых конкурентов у «Мякишей» нет. Только производители в сегменте развивающих игрушек из пластмассы и дерева — «Норд-пласт», «Полесье», «Томик». «Аналогичная зарубежная продукция на порядок дороже», — отмечает Евгений.

Константин Борисов, генеральный директор компании «Норд-пласт», выпускающей игрушки из пластмассы для детей от одного до пяти лет, считает, что пока производство в России развивается плохо: «Основная доля развивающих игр и игрушек производится в Китае, а с ним конкурировать невероятно сложно».

Елена Меткина, менеджер по закупкам «ТНГ Игрушки», говорит, что ее компания ежемесячно закупает у «Фокса» 5500-7000 игрушек на сумму около 500 000 руб.: «Подобные игрушки есть у наших зарубежных поставщиков, но по существенно более высоким ценам». «Компании “Фокс” удалось за короткое время занять собственную нишу», — подчеркивает Олег Клепиков, генеральный директор компании inFolio Research Group.

В 2005 г. за 500 000 руб. Антоновы приобрели помещение в 2500 кв. м. В реконструкцию вложили более 2,5 млн руб. Деньги взяли в кредит в Новобанке. «Только на пятом кредитном комитете приняли решение в нашу пользу», — рассказывает Евгений. Сейчас в компании 180 человек. В 2008 г. оборот составил 45 млн руб. В 2009 г. в среднем ежемесячный оборот достигает 4,5 млн руб., что на 10% выше показателей 2008 г. В ближайшее время Антоновы планируют строить новый цех — производственных ресурсов не хватает. «Хотя мы очень не хотим быть большими, — говорит Марина. — Мне интересно быть в курсе всех процессов». В идеале бизнес видится супругам «небольшим эффективным производством, передающимся из поколения в поколение».

Русских очень мало 

По данным inFolio Research Group, российский рынок детских игрушек достиг объема 20,7 млрд руб. В 2008 г. рост рынка составил 22,3%; в 2009 г. показатели роста вряд ли опустятся ниже 18%. Главная же особенность этого рынка – в доминировании зарубежной продукции: до 68% рынка покрывается китайскими производителями, на долю отечественных брендов приходится не более 12,3%.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments