Глава Mars в России Валерий Щапов в интервью RNS рассказал о зарплатах Mars в России, влиянии кризиса на потребителей и перспективах гаджетов для домашних животных в нашей стране.
— Сократились ли инвестиции компании за несколько кризисных лет?
— В прошлом году мы отметили 25-летие работы Mars в России, мы были одним из первых иностранных инвесторов. И одним из крупнейших еще до того, как в середине 1990-х годов начала активно развиваться нефтегазовая отрасль. В России мы пережили несколько кризисов, каждый из которых Mars рассматривал как возможность укрепить позиции на рынке. Примером стал кризис 1998 года, когда многие иностранные компании свернули свою деятельность. Mars тогда не только не свернулся, но и усилил свои позиции. Большинству дистрибьюторов компания тогда дала кредиты, что позволило им пережить кризис ликвидности.
И в 2015–16 годах мы инвестировали в развитие. В разгар того, что у нас происходило с валютой и ценами на нефть, руководство компании решило строить десятую фабрику в стране. Мы приобрели землю, начали работы, в октябре этого года мы будем открывать производство в Ростове. Кроме того, тоже в 2014 году мы приняли решение о строительстве научно-исследовательского центра по изучению особенностей питания домашних животных в Ульяновске. Также более 5 млрд рублей в течение 2015-2016 года вложили в кондитерские фабрики в Одинцове, Ступине, Санкт-Петербурге и Чердаклах. В прошлом году открыли третью линию завода по производству кормов в Новосибирске, в которую инвестировали 1,7 млрд рублей. Мы используем кризис как возможность для более эффективных инвестиций.
— В 2017 году планируете наращивать инвестпрограмму?
— Да, планируется рост, особенно в сегменте питания для домашних животных, потому что все оборудование, которое мы будем устанавливать в здания, построенные в прошлом году, закупается в этом году. Это скачок инвестиций. Почти 5 млрд рублей мы вложим только в окончание строительства научно-исследовательского центра в Ульяновске и открытие фабрики в Ростове-на-Дону.
— Как вы оцениваете влияние победы Дональда Трампа на президентских выборах в США на деловой климат и развитие иностранных компаний в России? Обсуждали это со штаб-квартирой?
— Mars — частная компания, которая в своей деятельности уже много лет руководствуется пятью принципами: качество, ответственность, взаимовыгодность, эффективность и свобода. Мы знаем, что в России есть почти 150 млн людей — потребителей нашей продукции и почти 50 млн домашних питомцев. А от того, кто будет президентом США, мало зависят предпочтения и особенности потребления в России.
— Кризис радикально изменил потребительское поведение. На чем люди стали экономить?
— Каждый сегмент из нашего портфеля — соусы для приготовления блюд, жевательная резинка, кондитерские изделия и корма для домашних животных — ведет себя по-разному. Мы замечаем, что потребители экономят на продуктах не первой необходимости, например на кондитерских изделиях. Поэтому эта категория сейчас растет в основном за счет более дешевых предложений. Что касается продуктов питания для домашних животных, у нас сильно развита тенденция, которую мы называем гуманизацией. Домашний питомец — это член семьи, с которым нельзя договориться, поэтому категория продуктов питания для домашних животных продолжает расти двузначными темпами, причем рост есть и в стоимостном выражении, и в объемах.
Сегмент соусов для приготовления блюд тоже растет в последние три года двузначными темпами. Мы связываем это в первую очередь с тем, что люди меньше ходят в рестораны и кафе, больше готовят дома. Наверное, также все это связано с нашей ценовой политикой — мы ищем возможности оптимизации внутри бизнеса, чтобы не допустить роста цен для потребителей на нашу продукцию.
— Рост мировых цен на какао повлиял на ваши ценники?
— Если какао-бобы и какао-масло являются основным ингредиентом качественного шоколада, то, естественно, колебания мировых цен отражается на колебании цен продукции, но не напрямую, потому что мы ищем эффективность внутри собственного производства. Кроме того, Евразийская экономическая комиссия приняла решение убрать импортные пошлины на какао-продукты, что нам сильно помогло. Мы надеемся, что это решение останется в силе и после 2017 года.
Среди производителей шоколада существуют игроки, которые используют дешевые заменители какао-продуктов и других ингредиентов и, соответственно, могут продавать свою продукцию по низкой цене, но мы никаких компромиссов относительно качества не делаем.
— Уменьшаете вес продукции, сохраняя цену?
— Мы делаем все, что в наших силах, чтобы наша продукция была доступна для потребителей. Помогаем придерживаться здорового, сбалансированного питания. Позиционируем нашу продукцию как лакомство и побуждаем людей делать выбор в пользу рационального потребления. Мы первыми в индустрии взяли на себя обязательство предлагать порцию, энергетическая ценность которой не превышает 250 ккал. Также Mars планирует значительно расширить линейку продуктов, содержащих менее 200 ккал на порцию. Например, в Германии мы выпустили сейчас Snickers-"стики" (батончики. — RNS), калорийность которых всего 100 ккал на порцию. Мы делаем это для того, чтобы у потребителя осталась возможность полакомиться шоколадом, не потеряв контроль над калориями. А в России, расширяя наш ассортимент, в 2014 году мы вышли в сегмент развесных конфет.
— Как планируете развивать производство в России в среднесрочной перспективе?
— Сейчас открываем в Ростовской области фабрику, которая будет производить влажные корма. С точки зрения потенциала категория продуктов питания для домашних животных просто безгранична. В России, по разным оценкам, около 29 млн кошек и 17 млн собак, то есть практически каждое второе домохозяйство имеет домашних животных, при этом только половина рациона кошек в нашей стране — это готовые корма. У собак доля готовых рационов в питании составляет чуть более 10%. Потенциал роста категории промышленно приготовленных кормов — в два раза у кошек и в 10 раз у собак.
В будущем мы будем следить за развитием рынка и поведением потребителей и уже в зависимости от этого принимать решения по наращиванию производства. Также мы планируем добиваться расширения линейки предложения, объемов производства за счет модернизации. В 2015–2016 годах у нас прошла очередная волна модернизации практически на всех фабриках.
В Санкт-Петербурге на нашей фабрике Wrigley несколько месяцев назад была открыта новая линия по производству жевательной резинки Juicy Fruit, которая сейчас продается в России. Уже начались первые поставки продукта на экспорт в Европу. Juicy Fruit Minis (формат мини-подушечек. — RNS.) — это полностью российская разработка, и сейчас такая жевательная резинка производится только у нас.
Были построены новые линии по производству M&M’s в Ступине, модернизация прошла на Одинцовской кондитерской фабрике "Коркунов". Следующая волна модернизации позволит нарастить мощности, для этого не нужно открывать новых фабрик.
— Кроме жвачки что-нибудь поставляете на экспорт?
— У нас около 20% продукции идет на экспорт в страны Евразийского экономического союза, на Ближний Восток и в Европу.
К примеру, фабрика Wrigley является региональной и поставляет весь ассортимент жевательной резинки и конфет в страны СНГ, а в Европу только отдельные сорта подушечек. Совсем недавно мы стали отправлять в Польшу новый Juicy Fruit. Шоколадный батончик Snickers российского производства можно найти на полках магазинов Тайваня; развесные конфеты Mars и Milky Way — в странах Европы.
— А бренд "Коркунов"? Продукция "Коркунов", наверное, не ассоциируется с компанией Mars?
— У населения многие продукты не ассоциируются с Mars, кроме батончиков Mars, Snickers и корма для кошек Whiskas. Эти бренды присутствуют на российском рынке больше 20 лет и стали родными для потребителей. Что касается конкретно "Коркунова", он поставляется в страны бывшего СНГ, но надо отметить, что "Коркунов" вошел в состав Mars после глобальной сделки с Wrigley.
— Рассматриваете ли возможность покупки других российских производителей?
— Mars в основе своей стратегии видит развитие своих брендов и органический рост, M&A мы производим, но в основном сейчас в категории ухода за домашними животными. В начале 2017 года Mars объявил о покупке компании VCA за $9,1 млрд, это покупка крупнейшей сети ветеринарных клиник США. Домашние животные делают мир лучше, а мы должны стараться заботиться об их здоровье. Только за счет питания это делать трудно, необходима профилактическая и клиническая медицина. Мы начали с американского рынка, он наиболее консолидирован в этом сегменте. Но на этом не остановимся, будем смотреть в этом направлении в других странах. Что касается России, то здесь мы в основном растем органически.
— В России не планируете покупать сети ветеринарных клиник?
— К моему большому сожалению, у нас покупать особенно нечего. Консолидация ветеринарии находится в зачаточном состоянии, у нас всего несколько сетей, где количество клиник превышает 10, а американская VCA — это 800 клиник. Но все придет, индустрия ветеринарии развивается очень быстрыми темпами. Надеюсь, что еще при нашей жизни мы увидим этот рост, этому будет способствовать широко обсуждаемый сейчас проект закона об ответственном обращении с животными, необходимость принятия которого мы как компания полностью поддерживаем.
— Сами не планируете открыть в России сеть ветеринарных клиник с нуля?
— Когда процесс консолидации тронется с мертвой точки и у нас появятся объекты для инвестиций, возможно, мы этим заинтересуемся. Пока работаем с ветеринарными академиями по повышению уровня образования в области домашних питомцев. Пока наши ветеринары в первую очередь изучают продуктивных животных — коров, лошадей и свиней. В центре, который мы открываем в Ульяновске, в первую очередь будет запущено изучение питания кошек. Там будет жить 200 кошек. Во вторую очередь — изучение питания собак.
— Из чего реально делают Whiskas? Кто ваши поставщики?
— Сырье — это мясо, мясные субпродукты, зерно, витамины и минералы. 85% ингредиентов мы покупаем в России, у наших локальных поставщиков, которые находятся либо в непосредственной близости от наших фабрик, потому что нам большую поддержку оказывают администрации тех областей, в которых расположены наши производства, либо у наших крупных поставщиков, таких как "Черкизово" и "Мираторг".
Сейчас наши сельхозпроизводители с учетом динамики курса рубля увидели большой экспортный потенциал своей продукции, поэтому мы ощущаем большой дефицит некоторых ингредиентов, в том числе тех, которые мы закупаем для производства кормов для домашних животных. Соответственно, когда есть дефицит, тогда есть рост цен, в то же время это не отражается на объемах производства компании, которые растут, особенно с учетом запуска новой фабрики в Ростове-на-Дону. Если продавец мясопродуктов, который пользуется большим спросом в Китае, может продать туда по одной цене, он не будет на внутреннем рынке продавать дешевле. Зерна в связи с рекордным урожаем сейчас хватает на всех, но поставщики при продаже зерна ориентируются на экспортные цены и предлагают эти цены на внутреннем рынке, что как минимум до середины 2016 года приводило к большой инфляции, потому что курс рубля падал.
— Работая в России, вы часто сталкиваетесь с коррупцией? Можно ли создать производство в российском регионе без взяток?
— У нас за 25 лет сложилась репутация. Я 14 лет работаю в компании Mars и за это время не застал никаких искусственно создаваемых чиновниками трудностей. Может быть, в 1990-х были какие-то попытки, но при мне не было.
Более того, я бы сказал, что сейчас со стороны государства, со стороны особенно региональных властей мы видим очень доброжелательный подход. Деятельность каждого губернатора оценивается по ряду параметров, одним из которых является инвестиционная привлекательность региона. А Mars был первым иностранным инвестором во многих регионах. Мы практически первые появились в Московской области в 1992 году, затем в Санкт-Петербурге, потом в Новосибирске, Ульяновске, Ростове. Почти везде, где мы открываем производство, потом растут бизнес-парки. Поэтому губернаторы и администрации многое делают, чтобы Mars чувствовал себя комфортно. Вот конкретный пример: во время делового завтрака на Гайдаровском форуме нам удалось пообщаться с губернатором Ульяновской области и губернатором Ростовской области, а также обсудить текущие вопросы.
— Вы развиваетесь за счет собственных средств или привлекаете кредиты?
— В России мы растем только на собственные средства, нам их хватает, чтобы расти и развиваться.
— Какова динамика прибыли в 2016 году по сравнению с 2015-м?
— Конечно, в 2016 году прибыльность упала. Мы инвестируем в доступность нашего продукта, в том числе и физическую доступность. Мы продолжаем инвестировать в качество, а какао, зерно и мясо растут в цене. Чтобы не перекладывать рост цен на сырье на конечного потребителя, мы вынуждены проглатывать это за счет снижения прибыли, поэтому, естественно, прибыль в 2016 году ниже, чем в 2015-м. И я думаю, что в 2017 году будет ниже, чем в 2016-м.
— Как на Mars повлиял новый вариант закона "О торговле"?
— Конец года прошел в переговорах, мы сейчас смотрим на то, как год начался, как ведут себя участники рынка. Еще непонятно, как будут вести себя регулирующие органы, наши партнеры-ритейлеры и другие производители. Для нас как для российского производителя важно, чтобы не пострадал потребитель и наша продукция была по-прежнему доступной в цене.
— Вы не думали о переориентации на экспорт больших объемов продукции, производящейся в России?
— Безусловно, мы видим сейчас большой экспортный потенциал. При этом в отдельных сегментах нам есть еще куда расти локально. Например, мы очень хотим накормить наших кошек и собак. Я уже говорил, что потенциал рынка кормов для домашних животных огромен. Вся продукция наших брендов уходит с полок, это говорит о том, что мы можем наращивать потенциал для внутреннего потребления.
— Как повлиял снос ларьков в Москве на объемы продаж шоколадных батончиков, которые являлись популярным товаром для таких торговых точек?
— Батончики — импульсный товар, люди покупают его, только если видят. Поэтому уменьшение количества торговых точек, продающих импульсный товар, привело к уменьшению объемов продаж в этом канале. Для минимизации негативного эффекта мы активно идем вслед за потребителем в новые каналы продаж.
— Mars много тратит на подготовку и переподготовку кадров, начиная со стажировок для студентов. Это обоснованно? Приходится увольнять людей после того, как вложили в них много денег, времени и сил?
— Да, это обоснованно. Мы уделяем особое внимание развитию сотрудников и верим, что они — наша основа успеха. Развитие талантов и создание возможностей для их роста являются приоритетами для Mars.
Каждый человек пропускает наши корпоративные принципы через свой субъективный опыт. Лично я стал понимать, что для меня кроется за ними, только через 4–5 лет после начала работы в Mars, и я не всегда верю в то, что человек, придя на работу в Mars после студенческой скамьи, заявляет через два дня, что он все понял. За 25 лет работы Mars в России более 20 000 человек проработало в компании, 6000 работает сейчас, большинство из "выпускников" Mars занимают лидирующие позиции в других компаниях. По моему мнению, важным воздействием Mars на бизнес-культуру в России является тот факт, что ты можешь быть честным, принципиальным и при этом быть очень успешным в России.
Что касается вопроса увольнения, мы всегда действуем строго в соответствии с законодательством и пятью принципами компании. Если ты приходишь на работу в нетрезвом состоянии, ты нарушаешь принцип ответственности и Трудовой кодекс. За это — увольнение. Доказанный факт кражи — тоже увольнение. То есть обычные общечеловеческие, подкрепленные трудовым законодательством проступки.
— Какая сейчас разница между зарплатами на фабриках Mars в России и других странах присутствия компании, в том числе в США и Европе?
— Мы присутствуем в 127 странах, в 70 странах у нас есть свои производства, поэтому Mars в данном отношении исходит из здравого смысла. Мы хотим, чтобы все сотрудники, работающие на территории той или иной страны, того или иного кластера, получали зарплату выше, чем 75% других сотрудников в среднем по индустрии в данной стране.
— Сейчас активно обсуждается новая концепция Минздрава по борьбе с курением, которой в том числе предлагается увеличение рабочего дня для курильщиков пропорционально времени перекуров. Поддерживаете ли вы предложение Минздрава?
— Мы не приветствуем курение в первую очередь из-за воздействия, которое оно оказывает и на организм тех, кто курит, и на тех, кто вынужден рядом с ними находиться. Мы ограничиваем возможности курения. Когда я пришел 14 лет назад, в каждом офисе была курительная комната, сейчас люди вынуждены выходить на улицу, отходить от здания. Когда мы строили завод в Ростове, у нас были дебаты о том, будет там курительная комната или нет, — я сказал, что не нужно.
— У вас есть домашние животные? Чем кормите?
— У меня есть собачка, йоркширский терьер Вирджиния, или Ежа, ей 10 лет. Это моя первая собака в жизни, и, честно говоря, она во многом изменила мою жизнь, отношение к домашним животным и взаимоотношения в семье. Мы кормили ее Pedigree, потом с возрастом перешли на низкокалорийную обезжиренную диету Royal Canin.
— Как проходит реорганизация Mars в России после покупки Wrigley?
— Реорганизация уже началась. Сегмент кондитерских изделий в нашей компании очень разнообразен: развесные конфеты, шоколад, жевательная резинка, коробочные конфеты. Мы хотим быть весомым игроком, амбиции у нас — стать лидером, мы верим в то, что синергия двух бизнесов — Wrigley и "Mars Шоколад" — может привести к тому, что мы будем играть ключевую роль в этом сегменте.
— Являются ли привычные с советских времен производители кондитерских изделий для вас конкурентами?
— Все производители являются для нас конкурентами. Но клиентов привлекает физическая и ментальная доступность. Физическая доступность заключается в том, чтобы товар был там, где потенциальный покупатель может его приобрести. Кроме того, человек всегда примерно представляет себе, сколько может стоить продукт, если цена попадает в ментальную нишу, то человек, скорее всего, купит, если нет, то физическая доступность не поможет. В целом в последние два года покупатель стал гораздо более избирательным, а его корзина стала более фрагментарной, значение скидок усилилось. Если до 2014 года Россия плелась в хвосте европейских стран с точки зрения реакции покупателя на промо-акции, то к концу 2016 года вышла на первые места. Раньше бабушка шла в ближайший магазин шаговой доступности и покупала там все на несколько дней, сейчас она идет туда, покупает товары по скидке, потом заходит в соседний магазин и покупает то, что есть по скидке там, и в воскресенье, может быть, отправится в гипермаркет. Большинство покупателей обращают пристальное внимание на акции, а многие производители и ритейлеры продают большую часть объема на промоушенах.
Кроме того, мы инвестируем в цифровые технологии. За этим будущее. Сейчас мы создаем мобильное приложение, которое облегчит хозяевам процесс ухода и заботы за домашними животными. Очень хотим оцифровать весь наш бизнес, чтобы быть привлекательными для молодого поколения, которое больше телевизор не смотрит.
— Вы верите в то, что технологии, о которых сейчас много говорят, например доставка с помощью дронов, реализуемы в России?
— Абсолютно реализуемы, я в это очень верю, я очень горячий сторонник этого. Мне кажется, что прогресс в области цифровых технологий и интернета наступит независимо от того, в какой стране ты живешь. Человечество будет жить совсем по-другому через 10 лет, может быть, даже через пять лет. Смотрите, смартфонам всего 10 лет, до этого у нас были кнопочные телефоны, а еще раньше на 10 лет не у всех был стационарный телефон. Посмотрите, что случилось с индустрией такси. Раньше за три часа до того, как закончится новогоднее застолье, нужно было позвонить и заказать машину, сейчас достаточно нажать кнопку на смартфоне. Это не о том, что такси больше стало, а о том, что бизнес по-другому организован. Нас всех это ждет, и надо к этому готовиться.
— За какими технологиями видите будущее для компаний потребительского рынка?
— Нас привлекают технологии, которые позволяют решить проблемы потребителей. Например, основная проблема владельцев домашних животных — это отсутствие достоверной информации и ответов на насущные вопросы: как кормить, что делать при проблемах со здоровьем. Люди идут в интернет, там на них обрушивается огромное количество информации: статьи блогеров, реклама, отклики бабушки-соседки. Вторая проблема — не с кем оставить собаку, когда уезжаешь или уходишь на работу, а третий вопрос — качество ветеринарных услуг.
Кроме того, сейчас для людей становится важным натуральное питание, они хотят понимать, из чего приготовлено то, что они едят. Этот тренд владельцы домашних животных перекладывают на своих подопечных. Скоро появятся технологии, которые помогут людям понимать, из чего приготовлена та или иная пища, либо готовить самому. Такие примеры прямо на столе лежат. Что-то случится и в тех индустриях, в которых мы работаем, только изменений нужно не ждать, но делать их самим.
Mars уже проинвестировал в США в стартап, который называется Whistle. Это трекер активности со встроенным GPS датчиком, который крепится на ошейник животного. Хозяин получает на свой мобильный телефон информацию о том, сколько калорий потратила собака, отслеживает ее активность, включая сон и рекомендации по сбалансированному питанию.
— Когда выведете на российский рынок?
— Скоро. Это очень актуально, например, для кошек, которые обычно особенно у дачников все время куда-то убегают. С этим девайсом ты сможешь узнать, что твоя кошка в огороде соседа, можешь пойти и забрать ее.