По данным исследования «Торговые сети DIY России», подготовленного аналитиками INFOLine, по итогам 2008 г. розничный рынок DIY России оценивался в 465,6 млрд. руб. (или $22,9 млрд.). Он составляет 2-3,5% в структуре розничного товарооборота или 4-7% в структуре розничного товарооборота непродовольственных товаров. Лидером по доле сетевой розничной торговли в сегменте DIY в России является Санкт-Петербург. Здесь на 10 000 жителей приходится 1 104 кв.м. сетевых магазинов DIY. На 10 000 англичан приходится в два раза больше таких магазинов.
В условиях кризиса такие игроки рынка DIY, как «Домовой», «Хоум Центр», «Максидом», были вынуждены оптимизировать бизнес-процессы, за счет закрытия нерентабельных торговых объектов и приостановки региональной экспансии. Аналитики INFOLine отмечают, что сегодня сети DIY стремятся скорее не к расширению, а сохранению бизнеса путем оптимизации затрат и повышения эффективности. «Положение международных сетей в России более стабильно по сравнению с отечественными игроками, поскольку у иностранных компаний сохранился доступ к источникам финансирования», — говорится в исследовании.
Несмотря на активную региональную экспансию, многие региональные торговые объекты DIY убыточны при сравнительно высоких показателях эффективности в Москве и Санкт-Петербурге.
Согласно рейтингу сетей DIY по величине выручки в 2008 г., составленному INFOLine, тройка лидеров состоит из международных компаний: IKEA, OBI и Leroy Merlin.
Эксперты прогнозируют значительное снижение показателей сетевой розничной торговли DIY и товаров для дома. Региональную экспансию продолжат только крупные международные ритейлеры. В первом полугодии 2009 г. были открыты гипермаркеты Leroy Merlin в Краснодаре и Ростове-на-Дону, «К-Раута» в Ярославле, Castorama в Тольятти, OBI в Омске. На месте закрытых гипермаркетов «Максидом» в Ростове-на-Дону и «Хоум Центра» в Краснодарк до конца 2009 г. начнут работать гипермаркеты Castorama.
Согласно прогнозам аналитиков INFOLine, объемы выручки значительно сократятся по причине падения объемов нового строительства. «Доходы населения заметно сокращаются, что приводит к отказу людей от запланированного ремонта или к выбору товаров более низкого ценового сегмента. В условиях падения выручки можно ожидать даже банкротства ряда сетей. На данный момент относительно устойчивые позиции в данном сегменте занимает только сеть IKEA», — говорится в исследовании.