Согласно исследованию компании 2ГИС, Новосибирск в 2011 году стал российской столицей разливного пива. Сравнив показатели более пятидесяти городов, в которых представлен электронный справочник 2ГИС, аналитики пришли к выводу, что по числу магазинов на 100 тысяч населения наш город безоговорочно занимает первое место в России, а по абсолютному количеству пивточек (их у нас 335) уступает лишь Москве. Ритейлеры считают, что пивной расцвет в городе случился благодаря изобретательскому гению новосибирских инженеров, придумавших оборудование для беспенного розлива пива.
В своем исследовании «Бизнес в городах России» сотрудники компании «ДубльГис» проанализировали более 15 отраслей в 51 городе России. В качестве материала для сравнения были взяты данные об организациях (магазинах, сетях, компаниях), содержащиеся в электронных картах 2ГИС. Сбором информации для справочника занимались сотрудники сall-центра компании, принимающие сведения от фирм, а также картографы, самостоятельно исследовавшие городские объекты.
По количеству магазинов тройка пивных центров России выглядит следующим образом: Москва — 366 организаций, торгующих разливным пивом, Новосибирск — 255 (включая все филиалы сетей — 335), Санкт-Петербург — 117. При этом плотность пивных магазинов у Новосибирской агломерации (Новосибирск, Бердск, Искитим, Обь, Краснообск и Кольцово) самая большая по всей стране: по данным «ДубльГиса», она составляет 18 точек на 100 тысяч жителей.
Взрывной рост количества пивных магазинов произошел в течение последних двух лет. Если в 2009-м их было немногим больше 50, то в январе 2010 года их количество удвоилось, а в январе 2011-го достигло 229.
Эксперты сходятся в том, что причина «пивного расцвета» в Новосибирске кроется в доступности пеногасителей, которые были изобретены и запатентованы компанией «Новосибирскпродмаш».
«Просто получилось так, что «Пегасы», оборудование для беспенного розлива, оказались в шаговой доступности, — рассказывает Григорий Морозов, хозяин пивных баров «Шульц». — И на базе этого начали образовываться фирмы по монтажу пивного оборудования. Пивной бизнес стал проще и доступнее, барьеры технические исчезли. А дальше пошел эффект снежного кома. К примеру, у человека освободились деньги, он увидел, как сосед сделал точку пивную, деньги получает. И возникает мысль: мол, почему мне так не сделать. Не разбираясь особенно в насыщенности рынка, продавцы стали множиться, и в какой-то момент это явно превысило разумные пределы. С точки зрения количества, рынок переполнен давно, однако к качеству ассортимента претензии есть — марки пива там часто мало чем отличаются друг от друга».
Александр Агеев, директор по корпоративному управлению группы НТС, которая в этом году создала «разливную» сеть «Правильное пиво» из 14 магазинов, подтвердил тот факт, что на лидерство нашего города указывают и эксперты из Nielsen и РБК.
«Результатом бума стало появление в ассортименте некоторых магазинов качественных иностранных марок, — рассказывает господин Агеев. — К примеру, я лично раньше пил «Килкенни», а потом его стали делать на «Балтике», и оно стало отвратительным. Сейчас я в новосибирских магазинах разливных нашел ему замену — «Лондон Прайд», настоящий английский эль».
Наиболее востребованными, впрочем, по-прежнему являются дешевые марки. По версии сети «Пивная лавка» (25 магазинов, 88 позиций пива), топ-5 брендов выглядит так: «Жигулевское» от «Хайнекен» (на первом месте держится уже более пяти лет), томский «Крюгер Классический», абаканский «Аян», пиво «Чешское» из алтайского села Бориха и томский «Чешский жбанек».
По словам Антона Угрюмцева, управляющего «Пивной лавки», в результате жестокой конкурентной борьбы, в Новосибирске появились пивоварни, по качеству не уступающие импорту — «Бирбах», «Амадеус», «Келлерс» и «Пивные друзья».
Самыми популярными импортными сортами ритейлеры называют немецкий «Паулайнер» и «Кромбахер», бельгийский «Хугарден», чешский «Черновар», ирландские «Гиннес» и «Харп». Среди экзотических сортов в магазинах можно встретить «Бланш де Брюссель».
Несмотря на высокую концентрацию пивных магазинов, по потреблению алкоголя Новосибирская область не занимает лидирующего места (в среднем, новосибирцы выпивают 4–5 бутылок пива в месяц), уступая знамя первенства кемеровчанам, красноярцам, тувинцам, хакасам и читинцам. Ритейлеры объясняют этот факт лидерством Новосибирска по уровню жизни в Сибири.
Экономисты неоднозначно оценивают «пивное первенство» Новосибирска. Так, управляющий DSO Consulting Сергей Дьячков радуется пополнению бюджета налогами пивных ритейлеров, а вице-президент Новосибирской торгово-промышленной палаты Юрий Воронов сетует о том, что деньги пивников «грязные», и государство, если у него есть совесть, «должно потратить их на сирот или библиотеки».