Импорт алкогольной продукции в Россию в первом полугодии упал на 11,2%, до 38,9 млн дал. В основном снижался ввоз пива и водки, зато увеличились поставки шампанского и виски.
Без украинской водки
Как следует из данных Федеральной таможенной службы (ФТС), общий объем поставок алкоголя просел на 11,2%, до 38,9 млн дал. Из примерно 5 млн дал, на которые сократился ввоз, более половины пришлось на пиво: его поставки снизились на 20,1%, до 10,78 млн дал. При этом производство пива в России за тот же период сократилось на 6,4%, до 424 млн дал.
В числе "падающих" категорий оказалась водка: ее поставки в Россию сократились на 15,9%, до 1,15 млн дал. Примерно на столько же упало и российское производство — на 13,4%, до 22,6 млн дал. Основным импортером водки в Россию традиционно выступают украинские компании — на их долю приходится 86% поставок. Но в связи с удорожанием себестоимости производства водки на Украине многие украинские компании начали размещать заказы на российских ликероводочных заводах, что привело к сокращению импорта.
Импорт вин снизился на 6,6%, до 11,13 млн дал. При этом в России в первом полугодии произвели 17,07 млн дал собственных вин, что на 1,8% меньше, чем за аналогичный период 2013 года. Больше других сократился ввоз качественных белых вин — их было ввезено почти на четверть меньше; зато поставки красных и розовых вин практически не уменьшились.
Наибольший рост объемов импорта зафиксирован в категории игристых вин: за первые шесть месяцев 2014 года их поставки увеличились на 52,6%, до 1,75 млн дал. При этом отечественные производителей шампанского снизили выпуск на 5,9%, до 4,41 млн дал. Лидером среди импортеров стала компания "Васко" (принадлежит Gruppo Campari, бренд — Mondoro): она заняла 8,24% рынка импортного игристого вина в России.
Перешли на виски
В январе—июне в Россию было ввезено на 33,2% виски больше — 1,65 млн дал. Импорт виски рос, начиная с середины нулевых годов вплоть до 2011-го, когда поставки почти перестали увеличиваться.
Главный импортер — компания Diageo (бренды Johnnie Walker, White Horse) — в первом полугодии нарастила импорт в Россию более чем в два раза, до 0,75 млн дал. Это позволило Diageo занять 45,72% рынка в этой категории: у ближайших конкурентов — компаний Pernod Ricard и Bacardi — 13,01% и 12,46% соответственно.
По мнению директора отраслевого агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, спрос на виски может быть связан с подорожанием водки. "Из-за роста акцизов средняя стоимость бутылки водки в магазине сейчас превышает 300 руб. за бутылку 0,5 л, — поясняет Дробиз. — Часть потребителей с низкими доходами перешла на суррогаты и нелегальную водку, а те, кто может себе позволить дорогой алкоголь, могли перейти на виски — стоимость этих продуктов на полке почти сравнялась".
В Diageo отказались комментировать свои показатели на локальных рынках.