Крупнейший российский ритейлер Х5 Retail Group переводит свои магазины "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель" на круглосуточный режим работы. Ночная торговля необходима, чтобы исполнить план по выручке и угодить инвесторам. В октябре X5 уже сообщила, что ее годовые продажи вырастут только на 35% вместо 40%, и это обрушило ее котировки.

Директора филиалов Х5 в октябре получили предупреждение из московского офиса, что если они не выполнят месячный план продаж, то магазины перейдут на круглосуточный режим работы, сообщил источник "Ъ". Решение о смене графика утвердили на одном из последних заседаний правления Х5, подтвердил топ-менеджер компании.

На круглосуточный режим перейдут все форматы — дискаунтеры "Пятерочка", супермаркеты "Перекресток" и гипермаркеты "Карусель". Сейчас большинство "Пятерочек" работает до 22:00, "Карусели" — в среднем до 23:00. Почти все "Перекрестки" работают круглосуточно.

Директор по коммуникациям Х5 Михаил Сусов пояснил, что магазины переводятся на круглосуточный режим работы "там, где это возможно". Правда, он утверждает, что так Х5 поступает каждый год перед началом новогодних продаж.

Чистая розничная выручка Х5 за 2010 год с учетом "Копейки" — $13,047 млрд. Крупнейший акционер с 47,86% акций — "Альфа-групп". На 30 сентября компания объединяла 2,785 тыс. магазинов. Капитализация вчера на LSE — $6,219 млрд.

В этом году крупнейшие ритейлеры снижают темпы прироста выручки и рентабельность, в третьем квартале все они зафиксировали отток трафика (см. таблицу). Х5 потеряла больше всего покупателей: трафик совокупно по всем форматам упал в июле—сентябре на 4%. Сильнее пострадали "Карусели" и "Пятерочки", где покупательский поток сократился на 4%, дискаунтеры потеряли 3% покупателей. "Копейки", приобретенные в конце 2010 года и закрывавшиеся на ребрендинг, фиксировали 9-процентное падение трафика. Продажи в магазинах Х5, работающих больше года, в третьем квартале увеличились всего на 4%, в то время как во втором квартале — на 10%, в первом — на 12%.

Отток покупателей из всех форматов Х5 гендиректор компании Андрей Гусев объяснял "ухудшением макроэкономической ситуации в стране" и "сокращением потребления". "Магнит", "Дикси" и "О’кей" винили в слабых результатах работы продуктовую дефляцию, рост расходов на оплату труда и отмечали "каннибализацию" среди собственных магазинов.

Продажи Х5 в четвертом квартале увеличатся всего на 20%, предупреждал в октябре господин Гусев. Для сравнения, в третьем квартале выручка Х5 выросла на 32% в рублях, а по итогам девяти месяцев — на 40%, до 329,166 млрд руб.

10 октября Х5 объявила об изменении прогноза по росту годовых продаж — с 40% до 35%. В тот же день ее котировки на LSE рухнули на 10%, а на следующий день — еще на 9,5%, правда, это падение еще не отыграно.

Ночная торговля едва ли поможет нарастить продажи, предупреждает аналитик UBS Светлана Суханова. Круглосуточный график в основном практикуют супермаркеты, например "Седьмой континент" и "Азбука вкуса", а дискаунтеры и гипермаркеты, как правило, заканчивают работу до полуночи. С лета этого года действует запрет на продажу алкоголя после 23:00, напоминает госпожа Суханова, значит, причин для ночного шопинга стало гораздо меньше. В лучшие времена на продажу алкоголя ночью приходилось до 10% всех продаж "Седьмого континента", рассказывал "Ъ" сотрудник этой сети.

Заместитель гендиректора "Магнита" Олег Гончаров и президент "Дикси" Илья Якубсон говорят, что их магазины сейчас работают до 22:00-23:00. "После приобретения "Виктории" (сделка закрылась в июне.— "Ъ") нам досталось несколько супермаркетов, работающих круглосуточно. Сейчас на ночные продажи приходится 10-15% выручки таких магазинов, и мы не видим предпосылок для перехода дискаунтеров на круглосуточный график",— отмечает господин Якубсон. Олег Гончаров объясняет, что "издержки по содержанию работы магазина ночью оказываются выше прибыли, которую можно получить". В 2005 году "Магнит" тестировал ночные продажи, но решил, что это невыгодно.

Покупательский трафик у крупнейших продуктовых ритейлеров в 2011 году*
 
  Ритейлер (торговые марки) Изменение трафика по сравнению
с аналогичным периодом прошлого
года (%)
Изменение среднего чека по
сравнению с аналогичным
периодом прошлого года (%)
I квартал II
квартал
III
квартал
I квартал II
квартал
III
квартал
1 Х5 Retail Group ("Пятерочка",
"Перекресток", "Карусель" и
др.)
4,0 2,0 -4,0 8,0 8,0 8,0
2 "Магнит" 5,9 3,7 -1,6 13,4 12,8 9,4
3 "Дикси" ("Дикси", "Виктория",
"Квартал" и др.)
-1,3 -1,3 -2,9 9,1 9,5 10,8
4 "О`кей" -2,8 1,0 -0,8 5,2 6,1 6,7
*По сопоставимым магазинам, работающим больше года.

Источник: UBS. 

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments