Утром 2 марта 2010 г. в Тучково на общее собрание коллектива фабрики приехал генеральный директор компании «Нестле Россия» Стефан де Локер и сообщил, что компания планирует перенести производство шоколадной продукции под торговыми марками «Комильфо» и «Рузанна» на свои шоколадные фабрики в Перми (филиал «Нестле Россия») и Самаре (кондитерское объединение «Россия»).
«Нам было важно проинформировать коллектив до того, как информация уйдет в СМИ и к партнерам», — говорит Андрей Бадер, директор по корпоративным делам «Нестле Россия». — Компания сделала это объявление заблаговременно, с тем чтобы у сотрудников была возможность рассмотреть предложения компании о работе в других подразделениях «Нестле» или воспользоваться услугами компании по бесплатному поиску новой работы«.
Сокращенным заплатят
По состоянию на 1 марта 2010 г. на производстве в Тучкове работало около 900 сотрудников — 700 постоянных и 200 временных, занятых в связи с сезонным увеличением объемов производства.
Хотя окончательно из Тучкова «Нестле» уйдет только осенью, уже в апреле было закрыто две линии из трех, рассказали в компании.
«Сотрудников больше всего беспокоил вопрос о сроках прекращения производства и размере компенсации, если они проработают до окончания оговоренного срока», — говорит Бадер. Всем, кто дорабатывает до конца, компания выплачивает компенсацию в размере пяти окладов (облагается налогом), «что значительно превышает размер компенсации, предусмотренный законодательством», — подчеркивают в «Нестле».
«Действительно, это достойная компенсация, — говорит Вероника Онищенко, руководитель отделения “Кадровый консалтинг” Kelly Services. — Хотя у нас были проекты по аутплейсменту, когда работодатель был готов в качестве компенсации выплачивать шесть [месячных] окладов и даже годовой оклад».
Помогли пристроить
В «Нестле» рассказали, что привлекли и оплатили услуги рекрутингового агентства, которое работает в тесном контакте с местным центром занятости, а также осуществляет самостоятельный поиск вакантных позиций в Рузском районе. «Все сотрудники при желании могут получить консультацию», — говорит Марина Зибарева, менеджер по корпоративным коммуникациям. Однако в компании не смогли сообщить, сколько сотрудников действительно обратилось за помощью рекрутеров, и отказались назвать агентство. В Рузском районе других кондитерских производств нет.
Сейчас из 900 сотрудников на фабрике работают 340. После закрытия последней производственной линии в июле в Тучкове останутся 50 человек, которые продолжат работать до тех пор, пока компания не найдет покупателя производственных и офисных помещений, комментируют ситуацию в компании.
Семьдесят сотрудников филиала в Тучкове получили предложение переехать вместе с производством в другие регионы. По словам Зибаревой, компания заинтересована в технических специалистах, операторах линий, инженерах, менеджерах по качеству, по персоналу и готова оплатить им переезд, предоставить жилье и выплатить дополнительную компенсацию.
Тимур Измоилов, ныне ведущий инженер-технолог кондитерского объединения «Россия» (Самара), а прежде технолог прикладной группы на фабрике в Тучкове, проработал на новом месте несколько недель. «Я принял предложение переехать, потому что понимал, что в “Нестле” можно получить дополнительные знания и опыт, а также при желании сделать карьеру, — рассказывает Измоилов. — Для меня трудным вопросом стало не место проживания и регистрация, а трудоустройство жены и детский сад для ребенка». Но, по словам Измоилова, решение этих вопросов оговаривалось в новом контракте.
«В данном случае оценить все затраты на персонал сложно, — говорит Онищенко. — В любом случае бюджет программы по аутплейсменту такого проекта гораздо меньше, чем компенсационные выплаты персоналу, и скорее всего обошелся компании даже ниже, чем один оклад сотрудника».
«Проблема в том, что компании на новом месте заново придется отстраивать систему управления производством, — считает Вячеслав Болтрукевич, старший преподаватель ВШБ МГУ. — Когда на предприятии меняется персонал, а именно это и происходит при переносе производства в другой регион, нарушаются бизнес-процессы, напрямую связанные с взаимодействием между людьми. Придется заново обучать персонал, увеличить ресурсы на контроль за соблюдением существующих стандартов — вероятно повышение брака продукции».