По данным глобального мониторинга предпринимательства в 2011 году, деловая активность в РФ по-прежнему далека от показателей как развитых, так и развивающихся стран. Только 5,8% опрошенных граждан готовы начать новое дело, при этом более трети из них мотивируют это необходимостью поддержать доходы семьи, а не желанием независимости или увеличением доходов. Эксперты негативно оценивают политику государства в создании бизнес-среды, а социально-политический климат, наоборот, называют стимулирующим предпринимательство фактором, отмечая, однако, что возможности для ведения своего дела в РФ пока превосходят потребности.

Согласно представленному вчера отчету "Глобальный мониторинг предпринимательства" в 2011 году (совместного проекта Babson College (США) и London Business School (Великобритания) при участии ВМШ СПбГУ и НИУ ВШЭ), граждане РФ по-прежнему не спешат становиться предпринимателями. Из принявших участие в российской части исследования 7,5 тыс. респондентов только 5,8% готовы начать новое дело в ближайшие три года (наиболее активно предпринимательство развивается в городах с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн человек, где доля планирующих начать собственное дело составляет 7%), в то время как в 55 проанализированных странах таких в среднем четверть от опрошенных.

Аналитики, однако, отмечают рост позитивных настроений среди уже действующих предпринимателей в РФ — "оптимисты" в РФ составляют 36,9%, "пессимисты" — лишь 19,1%. Также среди положительных моментов отмечается и то, что в 2011 году значение коэффициента расширения предпринимательства (соотношение начавших и закрывших бизнес) для РФ составило 1,55. Отметим, что в мире самое высокое значение коэффициента показала Панама (5,9), в лидерах также Пакистан и Япония. В то же время в ОАЭ в 2011 году закрывали бизнес чаще, чем открывали новое дело. Опрос, однако, показал, что в РФ по-прежнему высока доля тех, кто занимается бизнесом по необходимости, а не в виду стремлений к независимости или более высокому доходу. Такие предприниматели составляют 27% от числа опрошенных, а среди начинающих дело объяснили свою мотивацию отсутствием иных возможностей для получения дохода 38%.

Большинство российских предпринимателей (53% начинающих и 56% устоявшихся) заняты в потребительском секторе. При этом исследователи отмечают крайне низкую активность в секторе бизнес-услуг (9%) — для сравнимых с российской экономик эта доля колеблется в диапазоне 15-25%. Активность российских предпринимателей в высокотехнологичном секторе также одна из самых низких среди 55 стран: только 2% ранних предпринимателей отметили, что их бизнес связан с инновациями. Для сравнения: во Франции этот показатель составил 32%.

Доля желающих профинансировать открытие дела из собственных источников в прошлом году превысила 30%, что отражает снижение доверия к финансовым институтам и одновременно увеличение свободных средств у "неформальных" инвесторов. При этом в сравнении с 2010 годом предприниматели резко сократили заимствования у такой группы, как "коллеги".

Политика государства, как считают эксперты, по-прежнему является главным препятствием на пути развития предпринимательства. Неодобрительную оценку получила и финансовая поддержка со стороны государства. При этом "социально-политический климат" 34% экспертов отнесли к стимулирующим факторам.

Все эти факторы, по мнению экспертов, в целом формируют несколько парадоксальную картину российской бизнес-среды: несмотря на существенные барьеры входа на рынки товаров и услуг, сейчас возможностей для предпринимательства в РФ больше, чем людей, желающих ими воспользоваться.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments