Ульяновская сеть алкогольных супермаркетов "Градус" начала экспансию за пределами домашнего рынка. Как стало известно Retailer.RU, первый такой магазин открылся в августе 2014 г. в Пензе по программе франчайзинга. Всего до конца 2014 г. сеть намерена прирасти на 23 торговых точки, из них шесть — собственных и 17 — партнерских. Все они будут расположены в городах Приволжского федерального округа, а также в Республике Крым. Таким образом, к концу года сеть увеличится более чем в 1,5 раза, с 34 до 57 точек (с учетом франчайзинговых).
Еще через год компания планирует осваивать Центральную Россию и Северо-Запад. "В одном городе может быть как несколько партнеров, так и один — на эксклюзивных правах он откроет требуемое количество точек в установленные нами сроки", — отметил генеральный директор "Градус" Роман Арифуллин. В наиболее интересных для себя городах ритейлер будет открывать собственные "эталонные" магазины.
Доставку товара партнерам будет осуществлять франчайзер. Отгрузки будут происходить со склада ульяновского дистрибьютора "Винсент" (входит в одну ГК с сетью "Градус"). В дальнейшем компания рассматривает возможность запуска еще одного РЦ в Приволжском федеральном округе.
Алкогольный франчайзинг
По словам Романа Арифуллина, программа франчайзинга рассчитана, прежде всего, на местных предпринимателей, бизнес которых начинает терять эффективность по мере роста конкуренции со стороны федеральных сетей.
Как до, так и после запуска франчайзер оказывает партнеру консультационную поддержку в области маркетинга, мерчандайзинга, управления персоналом и ассортиментом, автоматизации бизнес-процессов и т. д.
"Градус" представляет собой магазин самообслуживания площадью 60−200 кв. м, на которых представлено более 1 700 SKU. Инвестиции в запуск такой точки составляют 2,4−3,3 млн руб., из которых 25 тыс. составляет паушальный взнос, 1,3−1,9 млн — затраты на закупку основного товара и 400−600 тыс. — на закупку сопутствующего товара. Еще в 730 тыс. руб. обойдется оформление и оборудование магазина. Срок окупаемости — от пяти месяцев.
Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент", считает франчайзинг удачным решением для развития за пределами домашнего рынка. "Такой подход позволяет без значительных затрат и серьезных рисков быстро увеличить долю рынка и узнаваемость бренда, а также за счет объема закупок повысить прибыльность собственного бизнеса", — отмечает он. При этом компания неизбежно столкнется с ограниченными возможностями контроля качества работы партнеров и другими сложностями администрирования, добавляет эксперт.
Сегодня по пути франчайзинга из крупных игроков рынка идет только "Ароматный мир". Лидер сегмента — сеть "Красное и Белое", а также другие сети делают ставку на собственную розницу. По мнению Юрия Михайличенко, исполнительного директора Российской ассоциации франчайзинга, это свидетельствует скорее о наличии у данных игроков достаточных собственных ресурсов для развития, нежели об отсутствии спроса со стороны потенциальных партнеров. "Если франчайзер — будь то производитель с фирменной розницей или мультибрендовая сеть — предлагает небольшим игрокам более выгодные закупочные условия, чем обычный дистрибьютор, то эффективнее встать под известный бренд, чем работать независимо", — отмечает эксперт. Но чтобы привлечь под свою вывеску потенциальных партнеров, франчайзеру необходимо серьезно инвестировать в узнаваемость бренда, а также логистику.
Справка
Сеть магазинов "Градус" основана в 2012 г. в Ульяновске. На конец сентября 2014 г. насчитывает 34 магазина. Выручка в 2013 г., по данным компании, составила 500 млн руб.