Решение Союза российских пивоваров (СРП), куда входят все крупнейшие производители в России, о добровольном отказе от выпуска пива в пластиковой таре свыше 2,5 л стало одним из важнейших событий на пивном рынке за последние годы.

Не спешите иронично улыбаться и закидывать автора тухлыми овощами. Я прекрасно понимаю, что в так называемые баклажки разливается не так уж много пива. На пресс-конференции, по­священной добровольному самоограничению, президент "Очаково" Алексей Кочетов называл цифру 10—15%, возможно, она справедлива по отношению непосредственно к его компании, однако в целом по России в огромные пластиковые бадьи разливается процентов пять объема напитка, не больше.

Также понятно, что отказ от производства пива в таре больших объемов не означает утрату самих объемов производителями: потребитель, бравший к ужину пятилитровочку пенного напитка, не перестанет пить пиво только оттого, что с рынка пропал его любимый размер бутылки, возьмет две по 2,5, то есть риски пивоваров, отказывающихся от крупной тары, в общем-то минимальны.

И тем не менее я считаю произошедшее знаковым, может быть даже переломным, событием для индустрии.

"Знаковость" в том, что Союз российских пивоваров — лоббистская организация, созданная транснациональными пивоваренными гигантами и примкнувшей к ним "Очаково", — продемонстрировал, что готов к новому формату диалога с государством. С 1999 года, времени своего образования, СРП предпочитал договариваться с чиновниками кулуарным способом, продавливая решения в пользу отрасли в тиши высоких кабинетов. До поры до времени такой формат работы показывал свою эффективность: государство предоставило пивоваренной индустрии режим максимального благоприятствования на рынке, что привело к многозначному росту потребления пива в России.

Сами пивовары не скрывали, что принимали участие в подготовке законов, регулирующих для них правила игры. "В 2000-е союз стал инициатором создания нескольких законов, регулировавших производство и потребление пивоваренной продукции", — с гордостью отмечается на официальном сайте СРП.

Однако несколько лет назад эта проверенная схема перестала давать результат. Пивоваренная индустрия получала пробоину за пробоиной, как заблудившийся эсминец, зашедший в квадрат дислокации вражеской эскадры. В несколько раз взлетела ставка акциза на пиво, была полностью запрещена любая реклама напитка, долгие годы доминировавшая на ТВ, был потерян масштабный канал продаж в виде киосков и ларьков, сам напиток был приравнен к алкогольной продукции, что лишило пивоваров некоторых регуляторных преференций. И никакие наработанные связи джиарщиков пивоваренных компаний не помогли им остановить этот вал откровенно недружественных для индустрии решений, что обернулось для игроков рынка кризисом — потерей объемов, закрытием производственных площадок, негативным информационным фоном и т.д.

Очередным ударом по пивоварам может стать запрет производства и продажи пива в пластиковой упаковке — такой сценарий уже обсуждается несколько лет. У противников пластика два основных аргумента: вредоносность такой тары (якобы из нее в напиток попадают токсичные яды) и алкоголизация населения, которое берет большой объем пива и, таким образом, спивается больше, чем стоило бы. Очевидно, что заявления о яде в пластике не выдерживают критики — в такой упаковке алкоголь продается в США и ЕС, где соблюдение санитарных норм безопасности является культом. Остается второй аргумент — снижение алкоголизации.

Пивовары, заявив о самоограничении объема выпуска пластиковых бутылок, впервые в истории пригласили государ­ство к открытому публичному диалогу, не полагаясь более на кулуарные договоренности. Их жест надо понимать так: "Если вы оставите нам возможность разливать пиво в пластик, мы готовы сами ограничивать объем наших бутылок". При этом глава СРП Исаак Шепс подчеркнул, что если государство предложит ограничить объем полуторалитровыми бутылками, то индустрия "будет готова серьезно рассмотреть эти предложения".

И подобная смена формата при решении проблемных вопросов не может не радовать — бизнес движется от коррупционных вариантов с заносом денежных чемоданов нужным людям к прозрачному, цивилизованному диалогу.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments