Самая тяжелая фаза экономического кризиса позади или очень скоро будет преодолена, считают российские предприниматели, опрошенные консультантами E&Y. Большинство из них ожидают улучшения собственного экономического положения уже в 2010 г. Если сейчас 17% респондентов называют свое положение неустойчивым, то на 2010 г. такой прогноз делают лишь 4%. Четверть компаний уже сейчас находятся в хорошем состоянии, а в 2010 г. таких станет 46%. Из 25% предприятий, демонстрирующих сейчас отрицательную динамику, в 2010 г., по их собственным прогнозам, останется лишь 2%. Даже самый популярный источник внутреннего риска предприниматели связывают не с недостатком денежных средств, а с невозможностью прогнозирования ситуации на среднесрочную перспективу (49% и 58% соответственно). Среди внешних рисков с большим отрывом лидирует возможное падение спроса (его назвали 76% опрошенных).

Запас прочности

Оценки предпринимателей, с которыми удалось пообщаться корреспондентам «Ведомостей», заметно разошлись. Как «стабильное» оценивает положение своего бизнеса генеральный директор группы компаний «Кухнистрой» Вилен Штейнерт. «Мы вовремя снизили свои издержки — на 30% сократили персонал, объединив несколько отделов, и еще в октябре прошлого года договорились о 20%-ном снижении цены с поставщиками», — рассказывает Штейнерт. Бизнес компании «Объект мечты», работающей на рынке корпоративных подарков, уже находится «в стадии устойчивого роста», говорит его совладелица Карина Юшкевица. Главным образом за счет «правильного выбора стратегии развития компании», уточняет она. «При нынешнем финансовом положении еще два года назад я бы чувствовал себя уверенно, но сегодня — нет, так как не знаю, какой запас прочности мне предстоит проверить в ближайший год», — трезво оценивает ситуацию Андрей Даниленко, президент группы компаний «Русские фермы».

Напуганы спросом

Главный внутренний риск для компании Даниленко видит в «чрезмерно высоких кредитных обязательствах», а внешний — в общей нестабильной экономической ситуации: «Непонятно, как поведут себя банки (повысят ли ставки, потребуют ли досрочного возврата кредита) и государство, которое взяло на себя определенные обязательства перед АПК».

Падение спроса Штейнерта из «Кухнистроя» не пугает, скорее наоборот. «В феврале-марте 2010 г. мы ожидаем взрывного спроса, — оценивает он внутренние риски. — Учитывая то, что мы сократили штат и сейчас сотрудников ровно столько, сколько нужно для нормальной работы компании (в месяц она выполняет 200-300 заказов), увеличение заказов может отразиться на качестве обслуживания».

Задачи на перспективу

Приоритетной задачей на ближайшие 12 месяцев Штейнерт назвал работу с ассортиментом. «До 60% некоторых мебельных модулей и до кризиса не пользовались спросом», — поясняет он. От таких будут отказываться, чтобы у дизайнеров была возможность создавать оптимальные варианты проектов. «Будем предлагать гарнитуры с учетом всех потребностей, но без излишеств», — говорит он. Это позволит сократить складские издержки и снизить цены.

Основные внутренние риски Юшкевица связывает со сложностями организационно-структурной работы. «Направление развития меняется, появляются новые механизмы продаж», — говорит Юшкевица. Если компания начинала с оптовых продаж для корпоративных заказчиков, то сейчас она планирует заниматься розницей, что требует подготовки персонала, уточняет она.

Приоритетные задачи на ближайший год — выжить, лаконичен Даниленко. «Сейчас нельзя заниматься самоуспокоением и думать, что все позади, — рассуждает он. — Я увлекаюсь парусным спортом и знаю, что перед штормом парус нужно зарифить, т. е. уменьшить его площадь. Так и в бизнесе: сейчас главное — оценить, от каких активов, в случае чего, нужно будет своевременно избавиться, чтобы не уйти на дно с неэффективными».

Нет бизнеса без продаж

Приоритетные задачи предпринимателей, опрошенных E&Y, связаны и с выживанием, и с развитием бизнеса: повышение эффективности и производительности труда назвали 71% респондентов, управление денежными средствами и поддержание финансовой стабильности — 65%. Среди же основных направлений инвестиций бизнесмены на первое место поставили развитие маркетинга и продаж (77%). Задачи, связанные с реструктуризацией бизнеса и реорганизацией компании, — на втором плане (18% и 17% соответственно). Никакого противоречия между задачами (повышение производительности) и направлением инвестиций в E&Y не видят. «В России нужно продавать и собирать деньги с клиентов, иначе никакого бизнеса у вас просто не будет», — говорит Александр Ивлев, партнер московского офиса E&Y.

В течение двух-трех лет «Кухнистрой» планирует инвестировать примерно $6 млн в открытие собственной розничной сети. «Это будет 30 салонов в Москве и ближайших городах Подмосковья», — говорит Штейнерт, добавляя, что для этого планируется снимать в аренду помещения площадью от 500 до 2000 кв. м. Через три года, надеется он, средний месячный оборот компании увеличится в 30 раз. «Это, само собой, благоприятно скажется на инвестиционной привлекательности», — улыбается Штейнерт. В ближайший год «Объект мечты» планирует инвестировать в развитие ассортимента подарочной коллекции и в построение розничных точек продаж, рассказала Юшкевица. 2009 год в плане рыночной цены на молоко и зерно был не самый благополучный и инвестиционная привлекательность компании заметно ухудшилась, признает Даниленко. В 2010 г. все изменится к лучшему, не теряет надежды бизнесмен.

От карликов до гигантов 

Целью опроса владельцев и руководителей российских компаний, проведенного консультантами E&Y в сентябре – октябре 2009 г., было узнать их настрой в связи с изменением экономической ситуации в стране. Консультанты разослали около 400 приглашений. Им удалось собрать 88 заполненных анкет. Участникам исследования была гарантирована анонимность. Среди них оказались представители как крупного (годовая выручка свыше $1 млрд) и среднего (годовая выручка от $100 млн), так и совсем небольшого бизнеса (годовая выручка меньше $5 млн). 

Большинство из них – довольно удачливые компании, указывает представитель E&Y. Более половины респондентов имеют опыт преодоления последствий кризиса 1998 г. Задачу построения репрезентативной выборки не ставили изначально, сказали в компании. Поэтому проводить отдельный анализ ответов представителей крупного, среднего и малого бизнеса было бы некорректно.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments