Доля сетей в общем объеме торговли продуктами питания в Петербурге достигает 90%, что является самым высоким показателем по России. Рынок в городе настолько конкурентен, что некоторые ритейлеры признаются BG, что сейчас они вряд ли бы начинали развитие своих сетей в России с Петербурга.

По данным официальной статистики, говорит директор аналитической компании "Infoline Аналитика" Михаил Бурмистров, в 2012 году оборот розничной торговли продовольственными товарами в Санкт-Петербурге составил около 300 млрд рублей. "Однако исследования и расчеты Infoline свидетельствуют, что в реальности продажи продовольственных товаров превышают 355 млрд рублей. В 2013 году оборот розничной торговли продовольственными товарами в физическом выражении не изменится по сравнению с 2012 годом, а в денежном вырастет примерно на 7,5 процента, до 380 млрд рублей, в связи с инфляционными процессами", — констатирует господин Бурмистров.

По данным компании, общее количество магазинов FMCG (fast moving consumer goods — товары повседневного спроса. — BG), в Санкт-Петербурге превышает 6 тыс. точек, а их совокупная общая торговая площадь составляет почти 1,1 млн кв. м. Специалисты агентства "Инвесткафе" добавляют, что из 30 компаний продуктового ритейла Санкт-Петербурга и Ленинградской области наибольшую долю по объему выручки в 2012 году занимали X5 Retail Group — 24,6%, "Лента" — 20,7%, ГК "О’Кей" — 18,43%, ТД "Интерторг" — 7,6%, ГК "Дикси" — 6,43%. Количество магазинов в Петербурге и области в 2012 году среди крупнейших сетей составляло 458 для X5 Retail Group, 36 для ГК "О’Кей", 201 магазин был у ТД "Интерторг" и 228 — у ГК "Дикси".

При этом Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент", указывает на то, что в условиях выраженного замедления экономического роста потребительский спрос остается слабым, что оказывает давление и на ритейл, и на потребительский сектор в целом. В среднем по РФ темпы роста розничных продаж в сопоставимых ценах за январь — сентябрь были примерно в 1,8 раза ниже, чем за аналогичный период в прошлом года — всего 3,8 против 6,9%.

"Особенно заметен спад в продовольственном сегменте — темпы роста за девять месяцев здесь составляют только около 2,4 процента, а в сентябре, судя по предварительным данным, даже сформировался нисходящий тренд: оборот к августу снизился почти на два процента. Полагаю, дополнительное давление на продажи оказывает низкая инфляция, что снижает стимулы к расширению потребления. В сегменте непродовольственных товаров замедление год к году тоже значительное — темпы также почти в два раза ниже", — рисует неутешительную картину господин Клягин.

По словам директора Северо-Западного дивизиона торговой сети "Пятерочка" X5 Retail Group N. V. Ивана Михайлова, в Петербурге на конец 2013 года будет работать 240 магазинов, а в Ленобласти к этому сроку — 184 магазина. В том числе в 2013 году более 50 магазинов было переформатировано.

Екатерина Куманина, директор по внешним связям ГК "Дикси", прогнозирует, что к концу года в Петербурге и Ленобласти будет работать около 250 магазинов "Дикси".

Президент SOK Retail International (сеть "Призма") Веса Пуннонен, сообщает, что на сегодняшний день в России у "Призмы" 15 магазинов, к концу года будет 17 точек: одна из двух новых точек появится на Большом проспекте Васильевского острова, а вторая — на Комендантском проспекте.

С особой жестокостью

Все опрошенные BG аналитики и ритейлеры в один голос утверждают, что уровень конкуренции на рынке розничной торговли в Петербурге очень высок. При этом сети практически задушили несетевую торговлю.

По словам господина Бурмистрова, доля торговых сетей в обороте розничной торговли продовольственными товарами составляет почти 90%, а уровень конкуренции между ритейлерами является наиболее высоким среди всех городов России. "При этом наиболее конкурентными являются два сегмента: магазины у дома (лидерами здесь являются "Пятерочка", "Дикси", "7Семья", "Полушка") и гипермаркеты. В последнем сегменте на позиции традиционных лидеров ("О’Кей", "Лента" и "Карусель") все активнее оказывают давление такие международные ритейлеры, как "Ашан", который приобрел и ребрендировал гипермаркеты "Реал", а также "Призма" и "К-Руока". В сегменте супермаркетов существует значительный потенциал роста. Причем наиболее динамично развиваются в нем сети Spar, "Лэнд", "Азбука вкуса"", — обрисовывает тенденции на рынке Михаил Бурмистров.

По мнению Игоря Арнаутова, аналитика "Инвесткафе", Петербург отличается от других городов высокой конкуренцией во всех основных форматах сетевой торговли, это приводит к закрытию ряда магазинов, принадлежавших мелким региональным ритейлерам, и к консолидации рынка. "Петербург перенасыщен магазинами у дома и дискаунтерами и является единственным в России регионом с долей сетей более 50 процентов", — указывает он.

"Что касается конкуренции, то она крайне высока: если не самая высокая, то одна из таковых в стране. При этом выигрывает покупатель. Да и, несмотря на высокий уровень конкуренции, уровень суммарного сетевого присутствия далек от, например европейских 90 процентов", — говорит господин Михайлов.

По словам госпожи Куманиной, в Петербурге достаточно высокая конкуренция на рынке продуктовых сетей, а концентрация конкурентного окружения продолжает расти. "В Петербурге самая высокая концентрация федеральных сетей продуктового ритейла по сравнению с остальными регионами России. По нашим расчетам, в Санкт-Петербурге доля оборота федеральных сетей составляет 79 процентов от общего оборота розничной торговли продуктами питания. Следующие по данному показателю Ленобласть (44 процента) и Московская область (без Москвы) (40 процентов). В Москве этот показатель не превышает 20 процентов. При этом следует учитывать, что и локальные сети в Петербурге развиты очень сильно", — напоминает она.

Господин Пуннонен также констатирует, что конкуренция очень жесткая, по его словам, сетям необходимо постоянно развивать свою деятельность, чтобы оставаться на конкурентоспособном уровне и преуспевать в соревновании. "Очевидно, например, что в Москве меньше магазинов относительно количества жителей. А в других городах-миллионниках еще больше возможностей для новых сетей. Если бы я сейчас начал развивать новую сеть магазинов в России, то, вероятнее всего, не стал бы стартовать в Петербурге, поскольку здесь самая острая конкурентная борьба. Существует много других регионов, где есть место для новых игроков", — говорит господин Пуннонен.

Трудности роста

К основным проблемам рынка розничного ритейла можно отнести нехватку свободных форматных площадей с адекватными арендными ставками. Эксперты отмечают, что в борьбе за кошельки покупателей ритейлеры стали больше внимания уделять "фрешу" и обслуживанию.

По словам господина Арнаутова, основные сложности на рынке продуктового ритейла в Петербурге связаны с высоким уровнем конкуренции и концентрации сетевых ритейлеров. "В условиях снижения роста доходов населения покупатели становятся более избирательны при выборе продуктовых магазинов и предъявляют к ним более высокие требования по качеству продукции. Кроме этого, высокая стоимость аренды в центральной части города мешает развитию магазинов "у дома". Основной тенденцией на рынке продуктового ритейла в городе является расширение доли свежих товаров, а также реконцепция дискаунтеров", — рассказывает господин Арнаутов.

По словам Екатерины Куманиной, в регионе остро чувствуется нехватка форматных площадей, подходящих для размещения магазина не только по планировочным решениям, но и по окружающей инфраструктуре. "Но мы научились справляться с этой ситуацией, у "Дикси" уже накоплен опыт использования помещений со сложной конфигурацией, например, в исторической части города. В 2013 году в Петербурге два магазина "Дикси" открылись на набережной реки Фонтанки и на Невском проспекте. С увеличением конкуренции растут и арендные ставки, что приводит к тому, что возможность активно развиваться в Северной столице имеют только сильные игроки", — констатирует она.

Господин Пуннонен, помимо этого, указывает на то, что в Петербурге существует сложность с выбором площадок, где цена и качество соответствуют друг другу. "Есть предложения по хорошим точкам, но зачастую их стоимость не оставляет возможностей сетевику рентабельно развивать свою деятельность. Также есть трудности с обеспечением магазинов трудовыми ресурсами", — сетует он.

Госпожа Куманина добавляет, что среди трендов этого года (и, вероятно, следующего) — усиление конкуренции, и на этом фоне возрастет значение неценовой борьбы за покупателя. "Влияние этого тренда можно заметить в области борьбы сетей за качество товаров и сервиса, в работе с ассортиментом, в особом внимании к категориям свежих и ультрасвежих продуктов, включая фрукты и овощи. Даже маркетинговая активность под давлением этой тенденции меняется, все больше эмоциональных коммуникаций, работы на лояльность", — описывает ситуацию Екатерина Куманина.

К тенденциям, по словам Весы Пуннонена, можно отнести то, что сети продолжают увеличивать свою долю на рынке розничной торговли. "Кроме того, у некоторых малых сетей возникают сложности, и их либо выставляют на продажу, либо происходит слияние с более крупным игроком. Если с концепцией что-то не в порядке, будет трудно выжить в жесткой гонке", — подводит черту господин Пуннонен.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments