Результаты лабораторных исследований горького шоколада объявили ГУП «Московское качество» и Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль». Соответствуют стандарту лишь плитки «Красного Октября», Кондитерского концерна «Бабаевский» и Кондитерской фабрики им. Крупской. Остальные производители не указывают всей информации на упаковке, что позволяет некоторым завышать цены на 40%.

Старые шоколадные фабрики по-прежнему остаются самыми добросовестными производителями шоколада. Лабораторные исследования ГУП «Московское качество» и Межрегиональной общественной организации «Общество защиты потребителей "Общественный контроль"» показали, что только горькие плитки с марками «Красного Октября», концерна «Бабаевский» и фабрики им. Крупской соответствуют всем требованиям ГОСТа. Основным нарушением семи остальных производителей является обман потребителя.

Добавляйте, но сообщайте

Для исследований было отобрано 10 плиток шоколада, в названиях которых присутствует слово «горький». По-настоящему горькими оказались не все.

Горький, он же черный шоколад, в соответствии со стандартом должен содержать как минимум 55% какао-продуктов (куда относятся какао тертое, какао-масса и какао-масло). При этом какао-масла должно быть не менее 33%. Этим требованиям удовлетворили плитки «Красного Октября», донецкий шоколад «Амур», концерна «Бабаевский», фабрики им. Крупской, «Золотая медаль» фабрики «Волшебница», швейцарский «Frey», и немецкий «Ritter SPORT» (горький с элитным какао из Эквадора).

Однако у многих из них отсутствует необходимая по стандарту информация на упаковке. Так, общее содержание сухого остатка какао (то же, что содержание какао-продуктов) забыли указать кондитеры с Украины, из Швейцарии, Германии и фабрика «Волшебница». Однако придираться мы можем только к последней, поскольку наш стандарт на иностранных производителей не распространяется. Тем более, что если какао-продукты в «Амуре» составляют 67,9%, то в швейцарском и немецком шоколаде они доходят до 82,7 и 78,9% соответственно, а эквивалентов какао-масла они почти не используют. В отличие от них на Украине все же добавили 4% эквивалентов, хотя и при этом не пересекли запретный порог в 5%.

5%— предельная допустимая цифра для эквивалентов, которыми производитель может заменить какао-масло. Предусмотренные по стандарту 5% от массы всего изделия, как замечают эксперты, могут составлять 15–20% от всех жиров в плитке. Вреда для организма человека подобная замена не представляет. И не только простому покупателю, но даже специалисту на вкус порой невозможно почувствовать, что какао-масло частично заменено пальмовым. Однако по ГОСТу производитель обязан писать точную информацию на упаковке.

Лукавая и дорогая шоколадка

Вместо какао-масла используются заменители и эквиваленты. Заменители запрещено использовать при изготовлении шоколада. По словам руководителя отдела инструментальных методов анализа АНО «Союзэкспертиза» Марины Цирениной, в исследованных образцах были обнаружены только эквиваленты— высококачественные природные продукты. Волноваться по этому поводу не стоит. «Проблемы для здоровья нет вообще», — сообщила она. Разрешенная природная добавка просто снижает качество продукта.

Проблема заключается в том, что, не раскрывая всей информации о составе продукта, производитель не только нарушает закон. Он наносит удар по кошельку. Цена на плитку, если честно сообщать о ее составе, должна быть другой.

По приблизительным оценкам, средняя шоколадка с заменителями должна стоить на 40% дешевле, чем она стоит сегодня. «Здесь вопрос цены, только цены,— говорит Марина Циренина.— Если считать, что 20% масла вы заменили на эквивалент, то это примерно 40% стоимости».

Вкусовые рецепторы помогут в суде

Эксперты призывают покупателям обращаться в суд, и не только на производителя, но и на магазины, которые не имеют права реализовывать товар, если на нем не указан состав. Однако если учесть, что, по заявлениям экспертов, они сами редко могут уловить присутствие эквивалентов в шоколадной плитке, перспектива подобных судебных разбирательств остается туманной.

Тем не менее права называться горьким должны были бы лишиться горький шоколад «Сладко» одноименной кондитерской фабрики из Ульяновска и «Осенний вальс» «Рот-Фронта». В первой плитке место 55,1% какао-продуктов на этикетке удалось обнаружить только 46,6%. Во втором случае показатель какао-продуктов почти дотянул до нормы (54,6%), однако вместо 33% какао-масла оказалось только 30,1%. При этом эквиваленты в них составляют 4,2 и 4,8% соответственно, что, в принципе, не противоречит норме. «Сладко», правда, похвалили за честность. Это единственный производитель, не скрывавший, что использовал эквиваленты дорогого продукта.

Пятно на репутации появилось и у «Победы». Горькая плитка этой фабрики стала ярким примером удешевления продукта за счет применения эквивалентов. В результате вместо 33% какао-масло составило 29,5%. Производитель положил 65,1% какао-продуктов, но это его не спасло— эквиваленты составили 5,6%, превысив предельно допустимый показатель. По словам Цирениной, замена в 5% уже отражается на вкусе.

Как пояснил заместитель генерального директора ГУП Москвы «Московское качество» Игорь Назаров, специалисты обследовали 25 магазинов, из них 12 сетевых. Всего наибольший ассортимент шоколада представлен в сетях «Седьмой континент», «Санторг» и «О’Кей». Из 228 наименований шоколада горького— 59 (26%). Отечественные и иностранные производители делят рынок примерно поровну. Самая дешевая плитка шоколада стоит 12 рублей 40 копеек (100 г), а самая дорогая— 275 рублей (160 г). Наибольшей популярностью в России по-прежнему пользуется молочный шоколад.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments