Retailer.RU подготовил список самых значимых инноваций в ритейле в 2012 г. В шорт-лист вошли «ЦентрОбувь», МТС, Globus, «Первая Помощь», «Магнолия», «Утконос», «Ригла», «Верный», Media Markt, X5 Retail Group. Среди инноваций – внедрения технологий радиочастотной идентификации (RFID), бесконтактных платежей (NFC), электронных ценников, наладонных касс, роботизированного склада, терминалов самообслуживания и мобильных приложений.

Мини-кейсы перечислены в хронологическом порядке. Мы призываем наших читателей голосовать за самую значимую для рынка инновацию. Комментарии в обоснование выбора приветствуются!

Компания, набравшая большее количество голосов, получит приз – годовую подписку на журнал Retailer Magazine.

1.
Ритейлер: «ЦентрОбувь»
Инновация: RFID-метки
Время запуска: март 2012 г.
Инвестиции: не раскрываются, затраты на оснащение оборудованием одного магазина — $30 000-50 000

Обувной ритейлер «ЦетрОбувь» начал тестировать RFID- технологию в трех магазинах в Москве. В компании рассчитывают, что данная инновация поможет решить проблему внутритарной пересортицы, характерной для формата самообслуживания (в отличие от штрих-кода метка связана с самим товаром, а не его упаковкой) и непрерывно поддерживать оптимальную выкладку товаров на полках магазина, которая обеспечивает наибольшее стимулирование спроса. Кроме того, RFID-метки позволят вести детальный учет по размерам, что в свою очередь поможет минимизировать издержки на инвентаризацию и пересортировку товара.
Компания планирует в течение 2013 г. оснастить RFID-метками большую часть товара, поступающего в магазины Centro.

2.
Ритейлер: МТС
Инновация: прием бесконтактных платежей
Время запуска: май 2012 г.
Инвестиции: не раскрываются

Еще в конце 2011 г. компании МТС и MasterCard подписали соглашение о развитии в России технологии NFC, которая позволяет оплачивать товары с помощью мобильного телефона.
В рамках соглашения МТС запустила продажи SIM-карт, поддерживающих данную технологию, а также первой в России начала устанавливать в своих салонах NFC-ридеры, которые позволяют оплатить покупку как банковской картой, поддерживающей технологию бесконтактных платежей, так и с помощью мобильного телефона с NFC-чипом.
В компании рассчитывают, что технология бесконтактной оплаты позволит существенно сократить время обслуживания клиентов – для проведения платежа покупателю не требуется передавать карту кассиру для проведения оплаты и расписываться в чеках — достаточно коснуться картой или телефоном терминала PayPass, установленного на кассе.

По данным компании, платежные терминалы, поддерживающие технологию NFC, установлены в большинстве салонов МТС в Московском регионе.

Подробнее читайте в кейсе на Retailer.RU

Вслед за МТС сервис бесконтактных платежей запустила X5 Retail Group в супермаркетах «Перекресток».

3.
Ритейлер: Globus
Инновация: кассы самообслуживания
Время запуска: май 2012 г.
Инвестиции: не раскрываются

Компания «Гиперглобус» (сеть гипермаркетов Globus) первой в России начала использовать системы самообслуживания, позволяющие покупателям самостоятельно как сканировать, так и упаковывать и оплачивать товары.
В мае 2012 г. терминалы самообслуживания были установлены в магазине во Владимире, в октябре 2012 г. – в подмосковном Королёве. Также есть предварительные договоренности о запуске решения во всех новых гипермаркетах.

В компании рассчитывают, что внедрение систем самообслуживания позволит сократить количество очередей и перераспределить обязанности персонала — вместо того, чтобы стоять на кассе, сотрудники Globus консультируют покупателей в зале и пополняют запас товаров на прилавках.

4.
Ритейлер: «Первая Помощь»
Инновация: наладонные кассы
Время запуска: июнь 2012 г.
Инвестиции: не раскрываются, стоимость одного устройства 40 000 руб.

Столкнувшись с проблемой очередей и стремясь повысить уровень сервиса в своих аптеках, петербургский ритейлер «Первая Помощь» начал использовать для обслуживания своих покупателей наладонные кассы.
Начав использовать устройства в первых 12 аптеках, ритейлер обнаружил, что данная технология не только уменьшает время, проводимое покупателем в очереди или в ожидании консультации, но приносит сети дополнительный доход: средний чек в аптеках, в которых внедрены кассы, вырос на 180-260%.

Подробнее читайте в кейсе на Retailer.RU

5.
Ритейлер: «Магнолия»
Инновация: терминалы самообслуживания
Время запуска: июль 2012 г.
Инвестиции: не раскрываются

FMCG-ритейлер «Магнолия» впервые в России запустил кассы самообслуживания в формате «магазин у дома». Летом 2012 г. устройства self-checkout были установлены в двух московских супермаркетах.

Терминалы самообслуживания ведут диалог с покупателем на двух языках: русском и английском, выдавая инструкции на экран устройства, а также голосовые подсказки. Расплачиваться можно как наличными, так и банковской картой.

В начале ноября 2012 г. компания приступила к тиражированию проекта. На данные момент кассы самообслуживания работают в пяти магазинах, причем в одном из них они получили численный перевес: на одну традиционную кассу приходится два аппарата self-checkout.

Внедряя данные устройства, ритейлер рассчитывает увеличить пропускную способность кассовых линий в 1,5 раза, не повышая при этом издержки на ФОТ, а также снизить зависимость от текучки линейного персонала.

6.
Ритейлер: «Утконос»
Инновация: мобильное приложение
Время запуска: август 2012 г.
Инвестиции: не раскрываются

Онлайн-гипермаркет «Утконос» выпустил мобильное приложение для смартфонов на базе Android. Кроме традиционного функционала (каталог, корзина, избранное и пр.) оно распознает штрих-коды продуктов, автоматически находит их в каталоге ритейлера и предлагает покупателю их приобрести. Помимо этого в приложении есть возможность составлять списки покупок и избранный каталог, в котором группировать товары по потребностям покупателя («на дачу», «не забыть купить маме», «продукты для вечеринки» и пр.), а также при формировании нового заказа учитывать предыдущий.
Сейчас ритейлер работает над расширением функционала и тестированием приложения на базе платформы iOs. Так, в новой версии появится возможность сразу добавить просканированный камерой смартфона в избранное или в корзину, что даст интернет-ритейлеру возможность открыть «магазин в метро» или «магазин в аэропорту» по образцу Tesco.

7.
Ритейлер: «Ригла»
Инновация: роботизированная аптека
Время запуска: сентябрь 2012 г.
Инвестиции: 200 000 евро на пилотный магазин

Аптечная сеть «Ригла» начала автоматизировать свои торговые точки, заменяя фармацевтов на роботов. В качестве пилотного проекта ритейлер оснастил склад аптеки на ул. Гагарина в Екатеринбурге двумя роботами-манипуляторами.
Чтобы воспользоваться услугами робосклада, сотрудникам аптеки нужно просто выложить упаковки на ленту конвейера: робот сам последовательно отсканирует товары, определит их размеры (высота, ширина, длина), а затем выберет подходящее место и поместит на полку.
Заказ формируется также просто: сотрудник аптеки набирает чек в программе и нажимает кнопку «собрать», через несколько секунд ему остается лишь забрать заказ в одном из шести окон выдачи (робот может собирать одновременно до шести заказов).

За счет того, что товар робоскладе хранится с очень высокой плотностью, ритейлер может хранить в торговой точке больший ассортимент, благодаря автоматизации его поиска и выдачи – ускорить обслуживание клиентов и сократить расходы на персонал.
Подробнее читайте в кейсе на Retailer.RU

8.
Ритейлер: «Верный»
Инновация: электронные ценники
Время запуска: октябрь 2012 г.
Инвестиции: не раскрываются

Сеть продуктовых дискаунтеров «Верный», новый проект основателя «Пятерочки» Андрея Рогачева, с момента выхода на рынок в октябре 2012 г. стала использовать в своих магазинах электронные ценники.
На данный момент это единственный в России ритейлер, который внедрил данную инновацию (ранее опыт по применению данной технологии был у сети гипермаркетов «Карусель», однако позже ритейлер отказался от данного решения).
По словам Олега Высоцкого, генерального директора сети «Верный», электронные ценники будут «способствовать повышению производительности труда» и дадут возможность «иметь всегда достоверную информацию для покупателей о цене на товар».

9.
Ритейлер: Media Markt
Инновация: RFID-метки
Время запуска: ноябрь 2012 г.
Инвестиции: 164 000 евро в пилотный магазин

БТиЭ-ритейлер Media Markt с середины ноября начал тестирование RFID-технологии, которая в перспективе позволит отслеживать перемещение всех товаров по всем магазинам.

Сейчас в магазине в ТРЦ «Золотой Вавилон Ростокино» RFID-метками оснащены около 12000 товарных наименований в категориях «аксессуары» и «мультимедиа». Выбор данных категорий обусловлен тому, что процесс приемки товара и последующего мерчандайзинга для них является очень трудоемким, кроме того по этим товарам высока доля краж.

Траты на метки, сканеры и маркировочный конвейер Media Markt рассчитывает окупить за счет экономии на издержках: если сейчас сотрудники отдела «мультимедиа» тратят 70% времени на прием и выкладку товаров, учет и инвентаризацию, и только 30% на обслуживание покупателей, то благодаря RFID это соотношение изменится как 20% к 80%.

10.
Ритейлер: Х5 Retail Group
Инновация: RFID-метки
Время запуска: декабрь 2012 г.
Инвестиции: не раскрываются

Запуск «Магазина Будщего» на базе «ПеПяКи», внутреннего магазина в офисе X5 Retail Group, безусловно является самой ожидаемой инновацией 2012 г.

Магазин будет оснащен специальными тоннелями для считывания RFID-меток, через которые покупатель сможет проводить свою тележку (или класть в него корзинку) со всеми выбранными им товарами. Система за 15 секунд считает всю информацию о ценах с них. Оплатить свою покупку клиент «Магазина будущего» сможет с помощью телефона возле специального терминала.

Также в магазине будут работать «умные» полки, которые, благодаря встроенным в ним RFID-антеннам, будут знать, что за товар на них лежит, в каком количестве и т.д., что избавит сотрудников магазина от визуального отслеживания их наполняемости.

Маркировака товара RFID-метками будет происходить в отдельном помещении при магазине.

Перейти к оглавлению обзора

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments