Развитие сети Spar в Москве тормозит. В течение года нидерландская компания планировала открыть в столице 45 магазинов. Однако получивший весной франшизу "Интерторг" откроет только десять магазинов из 17 запланированных на этот год.

Причем, эта петербургская компания остается эксклюзивным партнером Spar в Москве: "Азбука Вкуса", держатель франшизы Spar в Подмосковье, не намерена открывать новые магазины и готова вовсе отказаться от этого бренда. А магазины подконтрольной Александру Мамуту "Спар Ритейл" перешли к X5 Retail Group и стали "Пятерочками" и "Перекрестками". Ранее от идеи развивать в Москве международную сеть отказались структуры и Виктора Вексельберга, и Сергея Иноземцева.

На окраинах

Петербургский ТД "Интерторг", получивший в марте этого года лицензию на открытие Spar в Москве, за полгода открыл в столичном регионе только пять магазинов из 17 запланированных. Причем два из них не новые — это бывшие магазины сети "Спар Ритейл" Александра Мамута, которые в ходе его сделки с X5 достались "Интерторгу". До конца 2015 г. компания обещает еще пять точек — уже в самой Москве.

Скорректировать планы пришлось из-за того, что некоторые арендодатели сдвинули сроки сдачи помещений, объясняет руководитель формата Spar "Интерторга" Антон Беловецкий. "Часть помещений мы получим только в ноябре–декабре. Мы не успеем за оставшийся срок отремонтировать и открыть магазины. Но они будут открыты в первом квартале 2016 г.", — рассказал он.

В представительстве сети в России — Spar Russia — ничего критичного в сдвиге сроков открытия новых магазинов не видят. "Запуск нескольких объектов перенесен на начало следующего года. Хотели открыть 17 точек, откроют 10 — это неплохо", — прокомментировал ситуацию генеральный директор Spar Russia Сергей Локтев.

Сберегательная арифметика

Сейчас в Подмосковье работают пять магазинов Spar "Интерторга" (три магазина формата "супермаркет" и два формата "у дома"). Три точки компания открыла "с нуля", а две — выкупила у другого лицензиата, компании Александра Мамута. У "Спар Ритейл" было 11 магазинов в Москве, семь — в Подмосковье и восемь — во Владимире.

До конца текущего года "Интерторг" откроет в столичном регионе еще пять магазинов Spar — уже в самой Москве. Причем места, которые займет "Интерторг" в Москве, — это тоже не новые точки, а бывшие супермаркеты федеральной продуктовой сети "Седьмой континент". По словам Антона Беловецкого, у "Седьмого континента" истекает договор аренды, и арендодатель (промышленно-финансовая компания "Бин" семьи Михаила Гуцериева — прим. Retailer.RU) заключил договор с "Интерторгом".

В Подмосковье под вывеской Spar, кроме "Интерторга", работают владельцы сети супермаркетов "Азбука Вкуса". Весной они продлили лицензию на два года. Сейчас компания управляет восемью магазинами. В апреле СМИ со ссылкой на официальное сообщение Spar International писали, что "Азбука Вкуса" тоже может получить лицензию на открытие Spar в Москве.

Представитель "Азбуки Вкуса" тогда заявил "Ведомостям" и "Коммерсанту", что планы по открытию Spar в Москве и столичном регионе находятся в процессе обсуждения. Однако сейчас генеральный директор "Азбуки Вкуса" Владимир Садовин сообщил Retailer.RU, что лицензии на открытие магазинов Spar в Москве у компании нет, и получать ее она больше не планирует. Кроме того, ретейлер не намерен в будущем открывать в Подмосковье новые объекты под вывеской Spar.

Дело в том, что изначально, после покупки в июне 2014 г. компании Сергея Иноземцева "СВА Трейдинг" (развивала сеть Spar в Подмосковье), "Азбука Вкуса" собиралась переформатировать магазины, однако из-за сложной ситуации в экономике компания решила повременить с такими планами. "Эти планы по-прежнему актуальны, но в нынешней экономической ситуации говорить о чем-то конкретном пока рано", — отметил Владимир Садовин.
 
Сергей Локтев от комментариев отказался, сказав лишь, что вопрос о запуске "Азбукой Вкуса" магазинов Spar в Москве "все еще открыт". Он также отказался раскрывать информацию о возможных переговорах с другими претендентами на получение лицензии на открытие Spar в Москве.

Обещанного три года ждут

В апрельском сообщении Spar International говорилось, что в течение года в московском регионе (имелись в виду Москва и Московская область) появятся 45 новых магазинов Spar. Однако, теперь, по словам Сергея Локтева, более реальные сроки для запуска такого количества точек — это три года. Но с каждым годом надежды на мощное развитие в столице тают: рынок подходит к точке насыщения.

Сергей Иноземцев, продавший в свое время подмосковные магазины Spar, предполагает, что сложности у желающих работать с этим брендом в Москве связаны с отсутствием должного понимания работы рынка.

"Spar — это замечательный бренд, он не проклят, не заколдован. Сеть работает по всему миру. Мы с ним работали, у нас все было отлично, работали без проблем. Скорее проблема в людях, а не в бренде. Возможно, у некоторых нет понимания рынка, того, как он устроен", — заявил бизнесмен.

Надо поторопиться

Сейчас возможности роста для FMCG-сетей в столичном регионе достаточно ограничены, считают в X5 Retail Group, поскольку активное развитие крупных игроков приводит к насыщению этого рынка. "Из-за концентрации на открытии магазинов "у дома" уже сейчас наблюдается снижение средней площади магазинов", — пояснили представители компании.

"Площадь магазинов Spar в среднем составляет 600 кв. м, но они вполне могут открывать магазины и поменьше", — рассуждает эксперт по ретейлу и управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко (запускал в Москве сеть "Пятерочка").

На отсутствие подходящих площадок обратил внимание и начальник отдела развития сети "Магнолия" (182 магазина в Москве и 17 — в Подмосковье) Роман Тарасов. По его словам, сейчас найти помещение под магазин сложнее, особенно если речь идет о помещении в жилом доме.

"Сейчас с рынка уходят "одиночники", открывшие свои магазины еще в 1990-х, но это проблему не решает, так как их место сразу же занимают сетевики", — отметил Роман Тарасов.

Проблем с площадками в столице нет, есть сложности с арендодателями, утверждает в свою очередь директор формата "магазин у дома" сети "Атак" (153 магазина) Алексей Шипунов. По его словам, некоторые владельцы помещений завышают ставки.

"Например, сдается помещение на первом этаже и подвал. Они просят за подвал, как за первый этаж", — рассказывает он, отмечая, что открытие магазинов в подвале требует дополнительных затрат на технические работы, которые владельцы помещений могли бы разделить с арендаторами, но не хотят.

Под управлением "Интерторга" сейчас находятся 68 магазинов Spar на Северо-Западе, 50 из которых — в Петербурге. Помимо открытия пяти Spar в Москве, компания планирует открыть до конца года восемь новых точек на Северо-Западе, в том числе два гипермаркета. Также "Интерторг" управляет собственными сетями "Народная 7Я семьЯ" и "ИдеЯ".

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar
wpDiscuz