Крупнейший производитель одежды в России — компания «Глория джинс» полностью отказалась от оптовой торговли, приносившей ей более $70 млн в год, чтобы сосредоточиться на развитии розницы
Решение о полном отказе от опта компания приняла в августе, рассказал «Ведомостям» президент и владелец «Глории джинс» Владимир Мельников. Сначала компания перешла на оптовые продажи только за наличный расчет, а к ноябрю полностью откажется от опта, рассказывает он. Региональные офисы, которые раньше работали с оптовиками, теперь будут отвечать за развитие розничной сети в соответствующем регионе.
Число магазинов «Глории джинс» с начала года выросло со 160 до 250, а до конца следующего года сеть собирается вырасти еще на 100 магазинов, говорит Мельников. У ближайшего конкурента «Глории джинс» — компании Sela магазинов в России уже более 450 (с учетом франчайзинга), но оборот ниже — в 2008 г. он превысил $200 млн (данные самой компании). Выручка «Глории джинс» в 2008 г. составила почти $240 млн. Треть из нее (в этом году — около $70 млн) обеспечивал опт, говорит Мельников. Но проконтролировать дальнейшую судьбу проданного оптом товара невозможно, а значит, он может негативно повлиять на имидж бренда — например, если одежда продается на открытых рынках. Если семь лет назад там продавалось 80% продукции «Глории», то сейчас ее на рынках почти не встретишь: с октября практически вся продукция продается через собственную розничную сеть компании.
«Глория джинс» планирует в этом году произвести 19,5 млн единиц продукции против 22 млн в 2008 г. Но рублевая выручка компании вырастет, так как цена продажи в рознице существенно выше, чем в опте, — по итогам года выручка должна составить 7 млрд руб. (около $222 млн по среднегодовому курсу 31,6 руб./$), говорит Мельников. Согласно консолидированному отчету «Глории джинс» по МСФО, за девять месяцев 2009 г. чистые продажи компании по сравнению с январем — сентябрем 2008 г. выросли более чем на 20% — до 4,8 млрд руб.
Решение «Глории джинс» ударило по малому бизнесу, пожаловался «Ведомостям» предприниматель, ранее закупавший продукцию компании. По его словам, основную часть оптовых клиентов «Глории» составляли небольшие магазины и частники. Переход от опта к рознице — фактически единственная стратегия, которая может обеспечить стабильное развитие бренда, претендующего на позицию лидера на рынке, говорит гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. «Глория» строит мощный розничный бренд и не хочет поддерживать работу открытых рынков, подчеркивает Мельников.
Непрозрачный рынок
Российский рынок одежды столь непрозрачен, что эксперты не могут даже точно оценить его объем – их цифры варьируются от $35 млрд до $45 млрд, говорит аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин. Доля на нем «Глории джинс», крупнейшего игрока в сегменте экономичной одежды, – менее 1%.
Справка:
Корпорация «Глория Джинс»
производственно-розничный холдинг
владелец – Владимир Мельников.
Финансовые показатели (МСФО, 9 месяцев 2009 г.):
чистые продажи – 4,82 млрд руб.,
EBITDA – 1,26 млрд руб.,
чистая прибыль – 638,03 млн руб.,
долг – 1,5 млрд руб.