Растущая популярность электронной торговли и нехватка ликвидных участков под новые магазины вынуждает ритейлеров пробовать альтернативные форматы. Так, немецкая сеть "Глобус", развивающая в России гипермаркеты торговой площадью до 12 тыс. кв. м, намерена открывать объекты меньшего размера.
"Глобус" планирует развивать в России новый для себя формат — гипермаркеты с торговой площадью, уменьшенной до 5 тыс. кв. м, передал "Коммерсанту" через пресс-службу Фолькер Шаар, гендиректор "Глобуса" — российской "дочки" немецкой Globus Group. Площади существующего формата гипермаркетов сети составляют 10–12 тыс. кв. м: таких объектов в России у "Глобуса" — 12 (все они расположены в пределах 200 км от Москвы). По словам господина Шаара, согласование бизнес-стратегии нового проекта завершится во втором квартале 2019 года, поэтому открытие первых гипермаркетов уменьшенного формата возможно не раньше чем через полтора года.
"Глобус" рассматривает возможность открытия магазинов меньшего формата как в построенных самой компанией, так и в арендованных помещениях, уточнил Фолькер Шаар. По его словам, окончательного решения относительно расположения не принято, но прежде всего уменьшенные магазины рассчитаны на увеличение количества торговых точек в центральной части России.
Между тем "Глобус" продолжит развивать в России большой формат гипермаркетов: по словам господина Шаара, в 2018 году начнется строительство как минимум двух таких объектов. С 2019-го сеть сможет открывать ежегодно по три магазина большой площади, считает гендиректор агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. По его словам, в России у "Глобуса" выручка достигает 650 тыс. руб. за 1 кв. м без НДС в год, что подтверждает целесообразность наращивания инвестиций в развитие бизнеса в стране.
Сейчас уменьшенные форматы гипермаркетов являются приоритетными для многих ритейлеров, развивающих этот формат, продолжает эксперт. По его словам, меньшая торговая площадь даст возможность открывать магазины в большинстве значимых торгцентров. Господин Бурмистров оценивает объем инвестиций в гипермаркет компактного формата в 1,5–1,6 млрд руб., в то время как вложения "Глобуса" в строительство самого крупного гипермаркета сети в Юдино в подмосковном Одинцово обошлось почти в 6 млрд руб.
Переход на меньший формат — вынужденный шаг для ритейлеров, развивающих крупноформатные магазины, считает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. "Крупной рознице становится все труднее обеспечить наполняемость магазинов, из-за того что все большую часть непродовольственного ассортимента многие предпочитают покупать в специализированных сетях или в интернете",— пояснила она. По мнению госпожи Колупаевой, крупным форматом и более широким ассортиментом сложнее эффективно управлять, этот сегмент розницы является капиталоемким в случае строительства собственного объекта, срок запуска магазина может составлять около полутора лет, а окупаемость вложений превышает десять лет.
В формате уменьшенных гипермаркетов "Глобус" будет конкурировать с гипермаркетами ритейлеров "Лента" и "О’кей". В пресс-службе "Ленты" сообщили, что 93% всей новой торговой площади ритейлера в 2017 году придется на компактные гипермаркеты и эта тенденция сохранится в будущем. По словам представителя сети, это обусловлено тем, что целевые для компании города уже достаточно насыщены крупноформатными гипермаркетами. В "Ленте" также отметили, что сегодня достаточно сложно найти привлекательные земельные участки для крупноформатных магазинов.
Сеть гипермаркетов "Глобус" принадлежит немецкой Globus Group, созданной в 1828 году Францем Брухом. Компанией владеет пятое поколение семьи основателя: сейчас ее возглавляет Томас Брух. В России по итогам 2016 года, по версии агентства "Infoline-Аналитика", выручка "Глобуса" достигла 80,3 млрд руб., что на 17% больше, чем в 2015 году. В первом полугодии 2017 года выручка сети составила 41,6 млрд руб., что на 9,5% выше показателя января—июня 2016 года.