Вслед за активным внедрением касс самообслуживания работающие в России продовольственные ритейлеры предложат своим клиентам переносные сканеры, позволяющие "пробивать" товар до того, как он окажется в тележке. В декабре технологию начнет тестировать "Глобус", в 2017 году — "Перекресток". В сетях рассчитывают, что новый сервис позволит существенно увеличить проходимость магазинов.
Немецкая сеть гипермаркетов "Глобус" первой среди российских ритейлеров запускает пилотный проект системы Scan&Go, сообщил "Ъ" начальник отдела кассовых систем и процессов ритейлера Денис Россошанский. Тестирование технологии начнется 13 декабря в магазине в Одинцово, который откроется завтра. Scan&Go позволит клиенту совершать покупки абсолютно самостоятельно: при входе в торговый зал он получит переносной персональный сканер, который позволит "пробивать" товар, прежде чем положить его в тележку. После этого покупатель сможет оплатить набор продуктов в специальной зоне. По итогам тестового периода, который продлится от четырех до шести месяцев, будет принято решение о запуске системы в других гипермаркетах, сказал господин Россошанский. Инвестиции в проект "Глобус" не раскрывает.
Возможностью внедрения самостоятельного сканирования товаров интересуются и другие крупные ритейлеры. Ее изучают, например, в "Ленте", но конкретных сроков тестирования системы компания не называет. Пилотный проект в 2017 году запустит "Перекресток", рассказал "Ъ" директор по маркетингу сети Дмитрий Медведев: "На основе "пилота" будет выполнен детальный анализ экономической целесообразности для сегмента супермаркетов".
Как считают в "Глобусе", новая технология позволит покупателю экономить время, а гипермаркету — повысить пропускную способность, не увеличивая нагрузку на персонал и не создавая очередей. Scan&Go уже работает в магазинах сети в Германии и Чехии. Мировой опыт показал, что в зависимости от формата персональные сканеры выбирают от 10 до 50% клиентов, говорит Денис Россошанский. "Для гипермаркетов, где достаточно много классических касс, этот показатель на уровне 10-12%, что соответствует потенциалу увеличения пропускной способности",— добавил он. По его данным, ежедневно 11 гипермаркетов "Глобус" в России посещает 180-230 тыс. человек.
Представитель ГК "Дикси" Антон Пантелеев, в свою очередь, опасается, что при работе Scan&Go самые высокие риски заключаются в том, что отдельные покупатели не будут пробивать через систему весь товар. "Наиболее эффективными для магазинов у дома и супермаркетов является автоматизация касс",— уверен он. Гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, впрочем, сомневается, что внедрение Scan&Go увеличит потери и расходы ритейлеров. По его мнению, положительный эффект от ускорения обслуживания и сокращения очередей вместе с оптимизацией использования торговых площадей и нагрузки на персонал значительно превышает увеличение потерь из-за недобросовестности потребителей и обеспечит окупаемость оборудования.