Иностранным торговым компаниям пока не удается потеснить в России отечественные сети. По итогам 2010 года доля национальной розницы составила 77,5%, подсчитали в агентстве INFOLine. Во всем мире наблюдается диаметрально противоположная картина: в любой стране пятерка мультинациональных игроков держит до 80% рынка. В России иностранцы смогли захватить лишь сегмент DIY, где Castorama, OBI и другие зарубежные игроки контролируют почти 73% рынка.
За 2010 год отечественные сети только упрочили свои позиции: их доля в общей выручке первой сотни игроков ритейла выросла на 0,1% и составила 77,5%. К таким выводам пришли аналитики INFOLine, составив рейтинг топ-100 торговых сетей. При подготовке рейтинга агентство проанализировало операционные и финансовые показатели более чем тысячи ритейлеров.
Согласно отчету, международный ритейл, который активно развивается в сегментах FMCG, DIY, бытовой техники и электроники, мебельном и одежном, все же не смог увеличить свои позиции. В частности на это повлияло такое событие, как уход французской Carrefour с российского рынка, отмечается в исследовании.
В России сложилась совершенно уникальная ситуация: глобальные игроки не могут потеснить российских ритейлеров, говорит генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков. По его словам, национальная розница повсеместно погибает, не выдерживая конкуренции с международными сетями. Так, в Европе, Азии и Латинской Америке на долю трех пяти крупнейших международных операторов приходится 60—80% розничного товарооборота.
Российская розница выстояла благодаря стремительному росту таких крупных продуктовых сетей, как «Магнит» и Х5, которые в абсолютных значениях приросли более значительно, считает Иван Федяков.
Однако западные игроки сейчас активно развиваются в тех нишах, в которых российская розница не успела развернуться. Например, согласно рейтингу топ-100, в сегменте товаров для ремонта и строительства (DIY) за 2010 год доля зарубежных ритейлеров увеличилась до 72,6%.
Так, совокупная выручка крупнейших иностранных игроков «К-Раута» («Строймастер»), Castorama, OBI, Leroy Merlin выросла в 2010 году на 24,5%, до 80 млрд руб. Российские компании («Уютерра», «Суперстрой», «Стройарсенал», «Метрика» и другие) показали более скромные результаты, прибавив в совокупной выручке лишь 13,5%, до 30 млрд руб.
Западные DIY выигрывают за счет значительно более широкого ассортимента товаров, очень крупных форматов магазинов и серьезных инвестиций, объясняют эксперты. К тому же Leroy Merlin, которой владеет «Ашан», достигает синергии за счет того, что открывает свои магазины поблизости от «Ашана». «Российская розница органическим путем будет еще долго дорастать до таких форматов», — замечает г-н Федяков.