На днях на консультативном совете федеральной антимонопольной службы обсуждались тиражи глянцевых журналов, издающихся в России. Тему инициировала национальная тиражная служба, которую возглавляет известный журналист Игорь Яковенко. НТС обнаружила гигантские расхождения между заявленными и реальными тиражами самых популярных глянцевых изданий. Каков этот разрыв, можно увидеть в таблице, которую "БИЗНЕС Online" предлагает вниманию читателей.
— В каждой строке, посвященной одному изданию, мы видим пять цифровых ячеек, — объяснил в интервью «Новой газете» Игорь Яковенко. — С первой, которая называется «Заявленный тираж в среднем», все очень просто. Здесь мы указываем тираж — средний за период исследования: с мая по декабрь 2010 года, — который сами издательства открыто публикуют в выходных данных журналов. Как правило, это фиксированная цифра. В течение исследуемого периода разнилась она у двух-трех изданий и незначительно. Чтобы заполнить ячейку «Тираж, ввезенный в Россию», нам потребовалось поднять архивы таможенной службы. Ведь раз все эти глянцевые издания отпечатываются за рубежом, значит, проходя таможню, экспедиторы сами — подчеркиваю, сами! — заполняют декларации, груз взвешивается (причем отдельно — общий груз, отдельно — один экземпляр журнала). Обманывать таможню у экспедиторов резона нет: за каждый приписанный экземпляр придется заплатить, поэтому цифры, указанные в декларации, мы считаем объективными. Третья ячейка, процентная, означает область распространения. Информацию об этом мы берем с сайтов изданий. В основном, там указана цифра 95 процентов. Это означает, что, за исключением малой части, все экземпляры издания распространяются в России. По большому счету, конечно, мы понимаем, что если издание продается еще и в каком-нибудь Казахстане — эти 5 процентов тиража не будут везти туда напрямую из Финляндии, где его печатают. Все равно придется зарегистрироваться на российской таможне. Но мы при расчетах всегда считали в пользу издательств и потому плюсовали эти 5 процентов к тиражу, ввезенному в Россию — таким образом, получали реальный тираж каждого издания. Последний шаг — высчитать коэффициент вранья у глянца. Для чего мы разделим декларируемый тираж на реальный. Цифры получались разные: от 1,1 до 13. В среднем, глянец завышает свои тиражи в три с лишним раза.
Рабочие материалы к заседанию Федеральной антимонопольной службы:
/Данные на май — декабрь 2010 года/