Экономика

На протяжении всего 2014 г. стоимость российского рубля постепенно снижалась, достигнув дна 16 декабря: в "черный" вторник за евро давали 100 руб., за доллар США — 80 руб.

Такой поворот событий сыграл на руку ритейлерам сегмента non-food — и без того высокие предновогодние продажи были подогреты стремлением покупателя избавиться от обесценивающихся рублевых накоплений.

В то же время, такой ажиотаж едва не повлек за собой сбой поставок в фэшн, DIY и аптечных сетях, а само ослабление рубля неизбежно привело к увеличению цен. Так, ноутбуки подорожали на 40%, телевизоры — на 11%, стиральные машины — на 25%.

Продуктовые сети также были вынуждены пойти на уступки поставщикам. Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), в которую входят крупнейшие ритейлеры — X5 Retail Group, "Магнит", "Дикси" и другие, подписала с отраслевыми ассоциациями производителей продуктов меморандум о сокращении срока согласования новых цен с 45 до 14 дней.

Рост цен грозит сокращением реальных доходов населения, а значит снижением потребительского спроса. В этих условиях сети вынуждены усиленно "резать косты" и сворачивать инвестиционные программы.

Власть и ритейл

В мае 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал сразу два важных для розничной отрасли закона. Один из них позволяет правительству России регулировать порог беспошлинного ввоза товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.

Второй запрещает использовать в нашей стране заемный труд
(работа, которую человек выполняет по распоряжению своего работодателя, но в интересах физического или юридического лица, не являющегося его начальником). При этом на такую форму взаимодействия, как аутсорсинг, закон не распространяется. Норма вступит в силу 1 января 2016 г.

7 августа 2014 г. Россия ввела пакет ответных мер на санкции США, Австралии, Канады, Евросоюза и Норвегии, которые представляют собой запрет сроком на один год на импорт в Россию из этих стран фруктов, овощей, молочной и мясной продукции.

Предполагалось, что продукцию из Европы и США заменят товары из стран СНГ, Латинской Америки, Азии, Африки, а также товары отечественных производителей.

Однако специалисты Счетной палаты России пришли к выводу, что пока Россия может не справиться с полным замещением импорта продуктов, попавших под эмбарго. Ведомоство предложило в условиях риска неполного импортозамещения предусмотреть механизмы длительного стимулирования инвестиционной активности.

Минфин РФ направил в правительство законопроект, дополняющий Налоговый кодекс главой "Налог с продаж". Данная инициатива вызвала бурный протест бизнес-сообщества. Так, в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) заявили, что принятие закона привело бы к сокращению производства, росту цен (минимум на 3%), падению спроса на облагаемые НСП товары и услуги, а также ударило бы по конкуренции, так как некоторые компании уклонялись бы от уплаты НСП. В результате правительство отказалось от введения нового налога.

Вскоре после этого в Госдуму был внесен новый проект поправок в Налоговый кодекс, предусматривающий введение сборов за определенные виды деятельности. Разброс по базовым ставкам составлял от 6 тыс. до 600 тыс. руб.

Позже закон был изменен таким образом, что предполагал введение сборов только с торговых предприятий и только в городах федерального значения: Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — не ранее 1 июля 2015 г. В этой редакции проект был принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и подписан президентом, несмотря на открытое обращение АКОРТ с просьбой наложить вето на законопроект.

Правительство РФ одобрило стратегию развития торговли до 2020 г. В числе основных положений разработанного Минпромторгом документа — установление нормативов торговых площадей для разных форматов торговли, упрощение регулирования мобильной торговли, а также отсрочка перевода сельхозрынков в капитальные строения.

Саморегулирование

Торговые сети и поставщики начали разбирать конфликты самостоятельно, без привлечения антимонопольной службы, договорившись дополнительно к договору поставки подписывать соглашение, дающее правовые полномочия Кодексу добросовестных практик (КДП).

Ассоциация компаний розничной торговли также сформировала Комитет по рассмотрению споров между отраслевыми ассоциациями поставщиков/производителей и торговыми сетями. Новый орган позволил ускорить урегулирование разногласий и разгрузить Комитет по применению Кодекса добросовестных практик.

Крупные интернет-агрегаторы, включая "Яндекс.Маркет", eBay и "Товары@Mail.ru", получающие массу претензий от производителей товаров и крупных ритейлеров, создали свое объединение для борьбы с продажей контрафакта. Новая структура позволит по жалобе покупателя выявлять недобросовестных продавцов и отключать их от интернет-агрегаторов.

Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик признала, что поставщик не должен прекращать поставку своего товара в ту сеть, которая не соблюдает рекомендованную розничную цену.

Новые проекты и форматы

В прошлом году сразу несколько новых проектов запустила ГК "Обувь России". Так, ритейлер начал производить пляжную и садовую обувь под новым брендом All.go и запустил сеть магазинов верхней одежды и сопутствующих товаров Snow Guard http://www.retailer.ru/item/id/100123/.

Также компания решила создать собственную небанковскую кредитную организацию (НКО) "Платежный стандарт".

Ритейлер Inventive Retail Group вышел на ювелирный рынок, включив в свой портфель испанский бренд ювелирных изделий UNOde50. Первый франчайзинговый магазин откроется в Москве в торговом центре "Метрополис" в начале августа 2014 г.

Также компания начала развивать новую сеть магазинов спортивной обуви и одежды под собственным брендом Street Beat. В течение двух лет ритейлер планирует открыть более 30 магазинов, на что готов потратить $7 млн.

Ритейлер "Азбука Вкуса", развивающий одноименную сеть премиальных супермаркетов, запустил два новых формата: минимаркеты под брендом "АВ Daily", а также супермаркеты "АВ маркет", работающие в концепции "рынок в магазине", где можно поторговаться и получить скидку в зависимости от объема покупки.

Испанский ритейлер Mango вывел на рынок новую сеть Violeta, рассчитанную на покупательниц с размерами от 46-го. Первый магазин в нашей стране открылся в торговом центре "Мега Казань" в конце февраля.

Мультиканальный ритейлер "Enter Связной" запустил формат стокового центра, в котором представлено около 10 тыс. наименований товаров из прошлых коллекций, с поврежденной упаковкой или с незначительным браком.

Ювелирная компания "Адамас" купила франшизу и операционный бизнес в России французского молодежного ювелирного бренда Agatha.

Медиакомпания "СТС Медиа" запустила интернет-магазин женской одежды Sweet Me. В роли непосредственного оператора проекта выступает холдинг KupiVip.ru. Дебютная коллекция — порядка 150 цветомоделей 42−50 размеров — представлена не только в sweetme.ru, но и в интернет-магазинах холдинга KupiVip.ru.

Экспансия

В 2014 г. в составе Российской Федерации появились новые субъекты — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Пока лидеры отечественной розницы изучают возможности экспансии в регион, другие участники рынка уже увидели перспективы для развития. Так, в новый регион уже вышла сеть DNS, начали осуществлять доставку интернет-заказов "220 Вольт" и KupiVIP, о планах запуска франчайзингового проекта заявила сеть "Градус".

FMCG-ритейлер "Ашан" вывел онлайн-магазин auchan.ru на федеральный уровень. С октября 2014 г. заказы доставляются в 104 крупных города России. Пока покупателю доступна только курьерская доставка на дом, осуществляемая операторами "Спектр" и DPD. Для заказа доступно 10 тыс. SKU в категориях "товары для сада", "мебель" и "детские игрушки".

Ритейлер DNS выкупил права на аренду 19 магазинов петербургской сети "Компьютерный мир", что позволило ему выйти в Северную столицу. Также в сделку вошли 13 точек в других городах Северо-Запада, что дало возможность ритейлеру в два раза увеличить присутствие в регионе — до 62 объектов.

В Россию вышла американская сеть магазинов мебели и товаров для дома Crate & Barrel, принадлежащая немецкой Otto Group. Первый магазин общей площадью около 3 тыс. кв. м открылся в московском ТЦ "Афимолл". К 2017 г. компания хочет открыть восемь магазинов в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

Банкротства и уходы с рынка

Из-за ухудшения экономических условий в РФ сразу несколько зарубежных брендов покинули российский рынок. Так, от развития бренда в России отказалась британская сеть магазинов одежды New Look. Ранее ритейлер планировал выкупить 20 точек, работающих в нашей стране по франшизе, и самостоятельно начать масштабную экспансию. Однако в итоге решил сосредоточиться на развитии в Китае.

Ушла с российского рынка и компания Maratex, развивавшая в нашей стране сети Esprit, OVS, River Island.

Немецкая Gerry Weber также собирается прекратить работу со своими партнерами в России.



Владельцы "Старика Хоттабыча" не нашли инвестора
или покупателя и решили ликвидировать сеть.

Ижевская FMCG-сеть "Айкай" ушла с рынка. В конце апреля Арбитражный суд Пермского края удовлетворил ходатайство компании о признании ее банкротом и открыл конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Большинство точек сегодня заняты другим местным ритейлером — сетью "Вкусный дом" (один из розничных брендов агропромышленного холдинга "Комос Групп").

Ритейлер "Белый ветер" попросил суд признать себя банкротом, ссылаясь на невозможность расплатиться с кредиторами и поставщиками из-за низкой рентабельности продаж и больших операционных расходов. Арбитражный суд Москвы с начала текущего года зарегистрировал около 50 исков к ритейлеру на общую сумму более 800 млн руб.

В декабре суд удовлетворит иск ЗАО "Сони Электроникс", приняв решение о взысканиии с ритейлера около 92 млн руб.

Кадровые изменения

В уходящем году на розничном рынке произошел ряд важных кадровых изменений.

Новым главным исполнительным директором группы компаний "О’Кей" стал экс-глава "Вимм-Билль-Данна" Тони Махер. На этом посту он сменил Патрика Лонге, который руководил компанией с 2007 г.

После этого компанию покинул Себастьян Вераг, который с 2007 г. был исполнительным директором и курировал департамент финансов, юридический департамент, департамент информационных технологий, департамент аудита и мониторинга эффективности.

Вадима Корсунского на должности коммерческого директора "О’Кей" сменил Анджело Турати, который ранее работал коммерческим директором в X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель").

Новым генеральным директором розничной сети МТС ("Русская телефонная компания", РТК) стал Арвидас Алутис, занимавший до этого пост директора департамента клиентского сервиса МТС. Геннадий Левкин, ранее возглавлявший "РТК", покинул компанию.



Сергей Румянцев оставил пост генерального директора сети Enter
, чтобы заняться развитием розницы "ВымпелКома" в качестве исполнительного вице-президента по продажам и обслуживанию компании.

Ринат Мухаметвалеев покинул пост генерального директора DIY-ритейлера "Трест СКМ" (управляет сетями "СтройАрсенал" и "СуперСтрой"), чтобы заняться собственными проектами, но остался в кресле председателя совета директоров "Союза DIY".

Дэнни Перекальски, покинувший пост директора по маркетингу ГК "Дикси", стал руководителем нового направления интернет-ритейлера Ozon.ru — собственных марок и импорта.

Венсан Гюффруа сменил Медерика Пейна на должности генерального директора российского филиала сети магазинов DIY Castorama (входит в группу Kingfisher).

Должность операционного директора сети "Пятерочка" и директора ее Центрального дивизиона занял Артем Смоленский, ранее руководивший нижегородской продуктовой сетью "Райцентр", а также работавший директором департамента продаж ГК "Дикси".

Новым главой Северо-Западного филиала сети "Пятерочка" с 20 января 2014 г. стал Андрей Нор-Аревян, который ранее занимал аналогичный пост в сети "Дикси".

На должность президента российского подразделения "Ашана" назначен Жан-Пьер Жермен, экс-генеральный директор сети. Пост генерального директора занял Вилельм Убнер, возглавлявший дирекцию по продажам формата "классический гипермаркет".

От операционного управления холдингом KupiVIP отошел его основатель Оскар Хартманн. На пост генерального директора назначен Владимир Холязников, занимавший должность первого заместителя.

Михаил Сусов, покинувший в июне прошлого года пост директора по корпоративным коммуникациям Х5 Retail Group, вернулся на розничный рынок. С начала апреля он занимает должность президента "Столичной Торговой Компании", управляющей сетью "Глобус Гурмэ".

Парфюмерно-косметическая сеть России "Л’Этуаль" пригласила на должность креативного директора бывшего дизайнера дома Givenchy и арт-директора Christian Dior Джона Гальяно.

Инвестиции

FMCG-ритейлер "Лента" привлек кредит Сбербанка России в размере 10 млрд руб. сроком на три года. Средства пойдут на финансирование текущей деятельности компании, включая полное либо частичное рефинансирование кредитов других банков и погашение займов, предоставленных третьими лицами.

Также ритейлер провел IPO на Лондонской фондовой бирже и Московской бирже. Объем размещения составил 95,238 млн GDR, или 22% акционерного капитала "Ленты".

А вот российское подразделение Metro Group, ГК "Обувь России", ГК "Детский мир" отложили планы по IPO из-за нестабильной экономической ситуации.

Интернет-магазин одежды, обуви и аксессуаров Lamoda привлек инвестиции в размере €10 млн со стороны IFC (Международной финансовой корпорации), входящей в группу Всемирного банка. Данные средства будут направлены на поддержку региональной экспансии и развитие собственной службы доставки Lamoda Express.

Группа компаний "Система РегионМарт", развивающая в Сибири сети супермаркетов "Чибис" и "Поляна", договорилась с кредиторами о реструктуризации задолженности объемом 5 млрд руб. Частично долг был погашен средствами, полученными от продажи непрофильных активов, частично — пролонгирован на пять лет.

Онлайн-ритейлер "Юлмарт" объявил о планах в ближайшие два года инвестировать около 6 млрд руб. в усиление логистики и развитие новых форматов — пригородных и региональных центров исполнения заказов. Новая модель логистики позволит ритейлеру реализовать стратегию роста и диверсификации ассортимента.

Слияния и поглощения

Аптечные сети "Радуга" и "Первая Помощь" договорились о слиянии. На первом этапе сети объединили закупки, маркетинг и логистику. Завершить объединение на операционном уровне, как и саму сделку, планируется к 2015 г. В каких долях в уставный капитал новой компании войдут владельцы "Первой Помощи" и "Радуги", пока не раскрывается.

АФК "Система" и ОАО "Мобильные ТелеСистемы" стали инвесторами Ozon Holdings Limited. Сделка была осуществлена путем дополнительного выпуска акций. В рамках соглашения инвесторы получили по 10,8% акций, каждый заплатил за пакет $75 млн. Крупнейшим акционером Ozon по-прежнему остается Baring Vostok Private Equity Fund, однако в результате дополнительной эмиссии акций его доля сократилась с 43 до 34%.

Совладелец Dream Industries (DI), управляющего проектами Bookmate и Zvooq, Дмитрий Костыгин продал свою долю в интернет-холдинге онлайн-магазину электроники "Юлмарт", который сам же контролирует вместе с Августом Мейером. На базе нового актива "Юлмарт" запустил продажи цифрового контента — музыки и книг.

"Азбука Вкуса" подписала соглашение о приобретении 100% бизнеса компаний ЗАО "СВА-Трейдинг" и ООО "СВА-Регион", владельцев франшизы Spar в Московской области. В рамках сделки в собственность "Азбуки Вкуса" перешло восемь супермаркетов Spar в Подмосковье совокупной площадью 10,6 тыс. кв. м, а также складские объекты и производственные площадки сети.

Cовладельцы интернет-магазинов, торгующих бытовой техникой и электроникой, — "Ютинет", Е96 и "Сотмаркет" объединили бизнес на базе операционной компании "Платформа Ютинет.ру". Они надеются, что интеграция поможет обогнать по выручке Ozon.ru.

Фонд Hi Capital Corporation Романа Авдеева вышел из уставного капитала ОАО "Аптечная сеть 36,6", продав 17,83% акций компании. Ранее крупнейшие акционеры ОАО — Артем Бектемиров, Сергей Кривошеев и Hi Capital, суммарно владевшие более 50% акций компании, достигли соглашения с владельцами аптечной сети A.V.E. о слиянии.

Акционеры Финпромбанка приобрели 50% в капитале Wikimart у американского инвестиционного фонда Tiger Global Managment. В ближайшей перспективе ритейлер намерен сделать ставку на региональное развитие, партнерство с офлайновыми игроками и развитие финансовых сервисов и программ лояльности.

Владелец ГК "Связной" Максим Ноготков лишился своего основного актива — сети салонов "Связной" и интернет-ритейлера Enter. За долги они перешли к группе ОНЭКСИМ Михаила Прохорова.

Однако позже та переуступила их группе Solvers Олега Малиса, который является младшим братом Александра Малиса, президента основного конкурента "Связного" — компании "Евросеть".

Несмотря на интерес к активам со стороны МТС, пока Solvers не намерена продавать "Связной".

Компании "Техносила" и "Техношок", развивающие одноименные сети магазинов электроники и бытовой техники, достигли договоренности о слиянии. Доли сторон в объединенной компании пропорциональны их активам: совладельцы "Техношока" (39 магазинов) получили 30%, "Техносилы" (83 магазина) — 70%. Сеть будет развиваться под брендом "Техносила". Инвестиции в реорганизацию на первом этапе составят около 200 млн руб.

X5 Retail Group закрыла сделку по приобретению у своего бывшего франчайзи ГК "Тамерлан" 100% доли компании "Агроторг-Самара", развивающей сеть из 116 магазинов "у дома" "Покупочка" на территории Самары и Самарской области.

АФК "Система" завершила сделку по приобретению 40% акций холдинговой компании, владеющей активами ритейлера Concept Group. Стоимость сделки составила около 1 млрд руб. "Система" получила опцион на увеличение доли до контрольной в течение трех лет.

X5 Retail Group ушла с рынка Украины, продав права на аренду и товарные остатки 13 магазинов "Перекресток" днепропетровскому ритейлеру Varus. По оценке участников рынка, стоимость украинской части бизнеса X5 Retail Group может составлять $ 5–10 млн.

Технологии

В минувшем году эксперименты с персонализированными программами лояльности начали ритейлеры "Лента", Х5 Retail Group и "Азбука Вкуса".

Кассы самообслуживания начали тестировать петербургский ритейлер "Интерторг", калининградская "Семья" и "Азбука Вкуса".

Ритейлер "Кораблик" установил в трех магазинах "генераторы лояльности" — терминалы, которые позволяют покупателю получать индивидуальные специальные предложения на интересующие его товары.

"Мэлон Фэшн Груп" внедрила в сети Love Republic сервис геолокации, информирующий проходящих мимо потенциальных покупателей об акциях, специальных предложениях и новых поступлениях. Аналогичную технологию также начала использовать Obuv.Com.

Проекты ИД Retailer

3 июня 2014 г., в ходе форума RETAILER RUSSIA TOP-200 2014 DAY, ИД Retailer презентовал результаты ежегодного исследования крупнейших розничных компаний России. Совокупная выручка участников списка RETAILER RUSSIA TOP-200 составила почти 5,5 трлн руб., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 19,3%.

5 декабря 2014 г. в Москве состоялся "RETAILER CONGRESS. ТОРГОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ 2014". Более 200 топ-менеджеров розничных сетей, компаний-девелоперов и других экспертов рынка торговой недвижимости собрались в Lotte Hotel, чтобы подвести итоги непростого 2014 г. и найти пути эффективного развития в 2015 г.

В ходе мероприятия ИД Retailer представил результаты исследования RETAILER EXPANSION 2014 и назвал 64 наиболее эффективно развивающихся розничных сети, а также ТОП-50 крупнейших владельцев торговой недвижимости.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments