Экономика
На протяжении всего 2014 г. стоимость российского рубля постепенно снижалась, достигнув дна 16 декабря: в "черный" вторник за евро давали 100 руб., за доллар США — 80 руб.
Такой поворот событий сыграл на руку ритейлерам сегмента non-food — и без того высокие предновогодние продажи были подогреты стремлением покупателя избавиться от обесценивающихся рублевых накоплений.
В то же время, такой ажиотаж едва не повлек за собой сбой поставок в фэшн, DIY и аптечных сетях, а само ослабление рубля неизбежно привело к увеличению цен. Так, ноутбуки подорожали на 40%, телевизоры — на 11%, стиральные машины — на 25%.
Продуктовые сети также были вынуждены пойти на уступки поставщикам. Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), в которую входят крупнейшие ритейлеры — X5 Retail Group, "Магнит", "Дикси" и другие, подписала с отраслевыми ассоциациями производителей продуктов меморандум о сокращении срока согласования новых цен с 45 до 14 дней.
Рост цен грозит сокращением реальных доходов населения, а значит снижением потребительского спроса. В этих условиях сети вынуждены усиленно "резать косты" и сворачивать инвестиционные программы.
Власть и ритейл
В мае 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал сразу два важных для розничной отрасли закона. Один из них позволяет правительству России регулировать порог беспошлинного ввоза товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.
Второй запрещает использовать в нашей стране заемный труд (работа, которую человек выполняет по распоряжению своего работодателя, но в интересах физического или юридического лица, не являющегося его начальником). При этом на такую форму взаимодействия, как аутсорсинг, закон не распространяется. Норма вступит в силу 1 января 2016 г.
–
7 августа 2014 г. Россия ввела пакет ответных мер на санкции США, Австралии, Канады, Евросоюза и Норвегии, которые представляют собой запрет сроком на один год на импорт в Россию из этих стран фруктов, овощей, молочной и мясной продукции.
Предполагалось, что продукцию из Европы и США заменят товары из стран СНГ, Латинской Америки, Азии, Африки, а также товары отечественных производителей.
Однако специалисты Счетной палаты России пришли к выводу, что пока Россия может не справиться с полным замещением импорта продуктов, попавших под эмбарго. Ведомоство предложило в условиях риска неполного импортозамещения предусмотреть механизмы длительного стимулирования инвестиционной активности.
–
Минфин РФ направил в правительство законопроект, дополняющий Налоговый кодекс главой "Налог с продаж". Данная инициатива вызвала бурный протест бизнес-сообщества. Так, в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) заявили, что принятие закона привело бы к сокращению производства, росту цен (минимум на 3%), падению спроса на облагаемые НСП товары и услуги, а также ударило бы по конкуренции, так как некоторые компании уклонялись бы от уплаты НСП. В результате правительство отказалось от введения нового налога.
–
Вскоре после этого в Госдуму был внесен новый проект поправок в Налоговый кодекс, предусматривающий введение сборов за определенные виды деятельности. Разброс по базовым ставкам составлял от 6 тыс. до 600 тыс. руб.
Позже закон был изменен таким образом, что предполагал введение сборов только с торговых предприятий и только в городах федерального значения: Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — не ранее 1 июля 2015 г. В этой редакции проект был принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и подписан президентом, несмотря на открытое обращение АКОРТ с просьбой наложить вето на законопроект.
–
Правительство РФ одобрило стратегию развития торговли до 2020 г. В числе основных положений разработанного Минпромторгом документа — установление нормативов торговых площадей для разных форматов торговли, упрощение регулирования мобильной торговли, а также отсрочка перевода сельхозрынков в капитальные строения.
Саморегулирование
Торговые сети и поставщики начали разбирать конфликты самостоятельно, без привлечения антимонопольной службы, договорившись дополнительно к договору поставки подписывать соглашение, дающее правовые полномочия Кодексу добросовестных практик (КДП).
–
Ассоциация компаний розничной торговли также сформировала Комитет по рассмотрению споров между отраслевыми ассоциациями поставщиков/производителей и торговыми сетями. Новый орган позволил ускорить урегулирование разногласий и разгрузить Комитет по применению Кодекса добросовестных практик.
–
Крупные интернет-агрегаторы, включая "Яндекс.Маркет", eBay и "Товары@Mail.ru", получающие массу претензий от производителей товаров и крупных ритейлеров, создали свое объединение для борьбы с продажей контрафакта. Новая структура позволит по жалобе покупателя выявлять недобросовестных продавцов и отключать их от интернет-агрегаторов.
–
Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик признала, что поставщик не должен прекращать поставку своего товара в ту сеть, которая не соблюдает рекомендованную розничную цену.
Новые проекты и форматы
В прошлом году сразу несколько новых проектов запустила ГК "Обувь России". Так, ритейлер начал производить пляжную и садовую обувь под новым брендом All.go и запустил сеть магазинов верхней одежды и сопутствующих товаров Snow Guard http://www.retailer.ru/item/id/100123/.
Также компания решила создать собственную небанковскую кредитную организацию (НКО) "Платежный стандарт".
–
Ритейлер Inventive Retail Group вышел на ювелирный рынок, включив в свой портфель испанский бренд ювелирных изделий UNOde50. Первый франчайзинговый магазин откроется в Москве в торговом центре "Метрополис" в начале августа 2014 г.
Также компания начала развивать новую сеть магазинов спортивной обуви и одежды под собственным брендом Street Beat. В течение двух лет ритейлер планирует открыть более 30 магазинов, на что готов потратить $7 млн.
–
Ритейлер "Азбука Вкуса", развивающий одноименную сеть премиальных супермаркетов, запустил два новых формата: минимаркеты под брендом "АВ Daily", а также супермаркеты "АВ маркет", работающие в концепции "рынок в магазине", где можно поторговаться и получить скидку в зависимости от объема покупки.
–
Испанский ритейлер Mango вывел на рынок новую сеть Violeta, рассчитанную на покупательниц с размерами от 46-го. Первый магазин в нашей стране открылся в торговом центре "Мега Казань" в конце февраля.
–
Мультиканальный ритейлер "Enter Связной" запустил формат стокового центра, в котором представлено около 10 тыс. наименований товаров из прошлых коллекций, с поврежденной упаковкой или с незначительным браком.
–
Ювелирная компания "Адамас" купила франшизу и операционный бизнес в России французского молодежного ювелирного бренда Agatha.
–
Медиакомпания "СТС Медиа" запустила интернет-магазин женской одежды Sweet Me. В роли непосредственного оператора проекта выступает холдинг KupiVip.ru. Дебютная коллекция — порядка 150 цветомоделей 42−50 размеров — представлена не только в sweetme.ru, но и в интернет-магазинах холдинга KupiVip.ru.
Экспансия
В 2014 г. в составе Российской Федерации появились новые субъекты — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Пока лидеры отечественной розницы изучают возможности экспансии в регион, другие участники рынка уже увидели перспективы для развития. Так, в новый регион уже вышла сеть DNS, начали осуществлять доставку интернет-заказов "220 Вольт" и KupiVIP, о планах запуска франчайзингового проекта заявила сеть "Градус".
–
FMCG-ритейлер "Ашан" вывел онлайн-магазин auchan.ru на федеральный уровень. С октября 2014 г. заказы доставляются в 104 крупных города России. Пока покупателю доступна только курьерская доставка на дом, осуществляемая операторами "Спектр" и DPD. Для заказа доступно 10 тыс. SKU в категориях "товары для сада", "мебель" и "детские игрушки".
–
Ритейлер DNS выкупил права на аренду 19 магазинов петербургской сети "Компьютерный мир", что позволило ему выйти в Северную столицу. Также в сделку вошли 13 точек в других городах Северо-Запада, что дало возможность ритейлеру в два раза увеличить присутствие в регионе — до 62 объектов.
–
В Россию вышла американская сеть магазинов мебели и товаров для дома Crate & Barrel, принадлежащая немецкой Otto Group. Первый магазин общей площадью около 3 тыс. кв. м открылся в московском ТЦ "Афимолл". К 2017 г. компания хочет открыть восемь магазинов в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
Банкротства и уходы с рынка
Из-за ухудшения экономических условий в РФ сразу несколько зарубежных брендов покинули российский рынок. Так, от развития бренда в России отказалась британская сеть магазинов одежды New Look. Ранее ритейлер планировал выкупить 20 точек, работающих в нашей стране по франшизе, и самостоятельно начать масштабную экспансию. Однако в итоге решил сосредоточиться на развитии в Китае.
–
Ушла с российского рынка и компания Maratex, развивавшая в нашей стране сети Esprit, OVS, River Island.
–
Немецкая Gerry Weber также собирается прекратить работу со своими партнерами в России.
–
Владельцы "Старика Хоттабыча" не нашли инвестора или покупателя и решили ликвидировать сеть.
–
Ижевская FMCG-сеть "Айкай" ушла с рынка. В конце апреля Арбитражный суд Пермского края удовлетворил ходатайство компании о признании ее банкротом и открыл конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Большинство точек сегодня заняты другим местным ритейлером — сетью "Вкусный дом" (один из розничных брендов агропромышленного холдинга "Комос Групп").
–
Ритейлер "Белый ветер" попросил суд признать себя банкротом, ссылаясь на невозможность расплатиться с кредиторами и поставщиками из-за низкой рентабельности продаж и больших операционных расходов. Арбитражный суд Москвы с начала текущего года зарегистрировал около 50 исков к ритейлеру на общую сумму более 800 млн руб.
В декабре суд удовлетворит иск ЗАО "Сони Электроникс", приняв решение о взысканиии с ритейлера около 92 млн руб.
Кадровые изменения
В уходящем году на розничном рынке произошел ряд важных кадровых изменений.
Новым главным исполнительным директором группы компаний "О’Кей" стал экс-глава "Вимм-Билль-Данна" Тони Махер. На этом посту он сменил Патрика Лонге, который руководил компанией с 2007 г.
После этого компанию покинул Себастьян Вераг, который с 2007 г. был исполнительным директором и курировал департамент финансов, юридический департамент, департамент информационных технологий, департамент аудита и мониторинга эффективности.
Вадима Корсунского на должности коммерческого директора "О’Кей" сменил Анджело Турати, который ранее работал коммерческим директором в X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель").
–
Новым генеральным директором розничной сети МТС ("Русская телефонная компания", РТК) стал Арвидас Алутис, занимавший до этого пост директора департамента клиентского сервиса МТС. Геннадий Левкин, ранее возглавлявший "РТК", покинул компанию.
–
Сергей Румянцев оставил пост генерального директора сети Enter, чтобы заняться развитием розницы "ВымпелКома" в качестве исполнительного вице-президента по продажам и обслуживанию компании.
–
Ринат Мухаметвалеев покинул пост генерального директора DIY-ритейлера "Трест СКМ" (управляет сетями "СтройАрсенал" и "СуперСтрой"), чтобы заняться собственными проектами, но остался в кресле председателя совета директоров "Союза DIY".
–
Дэнни Перекальски, покинувший пост директора по маркетингу ГК "Дикси", стал руководителем нового направления интернет-ритейлера Ozon.ru — собственных марок и импорта.
–
Венсан Гюффруа сменил Медерика Пейна на должности генерального директора российского филиала сети магазинов DIY Castorama (входит в группу Kingfisher).
–
Должность операционного директора сети "Пятерочка" и директора ее Центрального дивизиона занял Артем Смоленский, ранее руководивший нижегородской продуктовой сетью "Райцентр", а также работавший директором департамента продаж ГК "Дикси".
–
Новым главой Северо-Западного филиала сети "Пятерочка" с 20 января 2014 г. стал Андрей Нор-Аревян, который ранее занимал аналогичный пост в сети "Дикси".
–
На должность президента российского подразделения "Ашана" назначен Жан-Пьер Жермен, экс-генеральный директор сети. Пост генерального директора занял Вилельм Убнер, возглавлявший дирекцию по продажам формата "классический гипермаркет".
–
От операционного управления холдингом KupiVIP отошел его основатель Оскар Хартманн. На пост генерального директора назначен Владимир Холязников, занимавший должность первого заместителя.
–
Михаил Сусов, покинувший в июне прошлого года пост директора по корпоративным коммуникациям Х5 Retail Group, вернулся на розничный рынок. С начала апреля он занимает должность президента "Столичной Торговой Компании", управляющей сетью "Глобус Гурмэ".
–
Парфюмерно-косметическая сеть России "Л’Этуаль" пригласила на должность креативного директора бывшего дизайнера дома Givenchy и арт-директора Christian Dior Джона Гальяно.
Инвестиции
FMCG-ритейлер "Лента" привлек кредит Сбербанка России в размере 10 млрд руб. сроком на три года. Средства пойдут на финансирование текущей деятельности компании, включая полное либо частичное рефинансирование кредитов других банков и погашение займов, предоставленных третьими лицами.
Также ритейлер провел IPO на Лондонской фондовой бирже и Московской бирже. Объем размещения составил 95,238 млн GDR, или 22% акционерного капитала "Ленты".
–
А вот российское подразделение Metro Group, ГК "Обувь России", ГК "Детский мир" отложили планы по IPO из-за нестабильной экономической ситуации.
–
Интернет-магазин одежды, обуви и аксессуаров Lamoda привлек инвестиции в размере €10 млн со стороны IFC (Международной финансовой корпорации), входящей в группу Всемирного банка. Данные средства будут направлены на поддержку региональной экспансии и развитие собственной службы доставки Lamoda Express.
–
Группа компаний "Система РегионМарт", развивающая в Сибири сети супермаркетов "Чибис" и "Поляна", договорилась с кредиторами о реструктуризации задолженности объемом 5 млрд руб. Частично долг был погашен средствами, полученными от продажи непрофильных активов, частично — пролонгирован на пять лет.
–
Онлайн-ритейлер "Юлмарт" объявил о планах в ближайшие два года инвестировать около 6 млрд руб. в усиление логистики и развитие новых форматов — пригородных и региональных центров исполнения заказов. Новая модель логистики позволит ритейлеру реализовать стратегию роста и диверсификации ассортимента.
Слияния и поглощения
Аптечные сети "Радуга" и "Первая Помощь" договорились о слиянии. На первом этапе сети объединили закупки, маркетинг и логистику. Завершить объединение на операционном уровне, как и саму сделку, планируется к 2015 г. В каких долях в уставный капитал новой компании войдут владельцы "Первой Помощи" и "Радуги", пока не раскрывается.
–
АФК "Система" и ОАО "Мобильные ТелеСистемы" стали инвесторами Ozon Holdings Limited. Сделка была осуществлена путем дополнительного выпуска акций. В рамках соглашения инвесторы получили по 10,8% акций, каждый заплатил за пакет $75 млн. Крупнейшим акционером Ozon по-прежнему остается Baring Vostok Private Equity Fund, однако в результате дополнительной эмиссии акций его доля сократилась с 43 до 34%.
–
Совладелец Dream Industries (DI), управляющего проектами Bookmate и Zvooq, Дмитрий Костыгин продал свою долю в интернет-холдинге онлайн-магазину электроники "Юлмарт", который сам же контролирует вместе с Августом Мейером. На базе нового актива "Юлмарт" запустил продажи цифрового контента — музыки и книг.
–
"Азбука Вкуса" подписала соглашение о приобретении 100% бизнеса компаний ЗАО "СВА-Трейдинг" и ООО "СВА-Регион", владельцев франшизы Spar в Московской области. В рамках сделки в собственность "Азбуки Вкуса" перешло восемь супермаркетов Spar в Подмосковье совокупной площадью 10,6 тыс. кв. м, а также складские объекты и производственные площадки сети.
–
Cовладельцы интернет-магазинов, торгующих бытовой техникой и электроникой, — "Ютинет", Е96 и "Сотмаркет" объединили бизнес на базе операционной компании "Платформа Ютинет.ру". Они надеются, что интеграция поможет обогнать по выручке Ozon.ru.
–
Фонд Hi Capital Corporation Романа Авдеева вышел из уставного капитала ОАО "Аптечная сеть 36,6", продав 17,83% акций компании. Ранее крупнейшие акционеры ОАО — Артем Бектемиров, Сергей Кривошеев и Hi Capital, суммарно владевшие более 50% акций компании, достигли соглашения с владельцами аптечной сети A.V.E. о слиянии.
–
Акционеры Финпромбанка приобрели 50% в капитале Wikimart у американского инвестиционного фонда Tiger Global Managment. В ближайшей перспективе ритейлер намерен сделать ставку на региональное развитие, партнерство с офлайновыми игроками и развитие финансовых сервисов и программ лояльности.
–
Владелец ГК "Связной" Максим Ноготков лишился своего основного актива — сети салонов "Связной" и интернет-ритейлера Enter. За долги они перешли к группе ОНЭКСИМ Михаила Прохорова.
Однако позже та переуступила их группе Solvers Олега Малиса, который является младшим братом Александра Малиса, президента основного конкурента "Связного" — компании "Евросеть".
Несмотря на интерес к активам со стороны МТС, пока Solvers не намерена продавать "Связной".
–
Компании "Техносила" и "Техношок", развивающие одноименные сети магазинов электроники и бытовой техники, достигли договоренности о слиянии. Доли сторон в объединенной компании пропорциональны их активам: совладельцы "Техношока" (39 магазинов) получили 30%, "Техносилы" (83 магазина) — 70%. Сеть будет развиваться под брендом "Техносила". Инвестиции в реорганизацию на первом этапе составят около 200 млн руб.
–
X5 Retail Group закрыла сделку по приобретению у своего бывшего франчайзи ГК "Тамерлан" 100% доли компании "Агроторг-Самара", развивающей сеть из 116 магазинов "у дома" "Покупочка" на территории Самары и Самарской области.
–
АФК "Система" завершила сделку по приобретению 40% акций холдинговой компании, владеющей активами ритейлера Concept Group. Стоимость сделки составила около 1 млрд руб. "Система" получила опцион на увеличение доли до контрольной в течение трех лет.
–
X5 Retail Group ушла с рынка Украины, продав права на аренду и товарные остатки 13 магазинов "Перекресток" днепропетровскому ритейлеру Varus. По оценке участников рынка, стоимость украинской части бизнеса X5 Retail Group может составлять $ 5–10 млн.
Технологии
В минувшем году эксперименты с персонализированными программами лояльности начали ритейлеры "Лента", Х5 Retail Group и "Азбука Вкуса".
–
Кассы самообслуживания начали тестировать петербургский ритейлер "Интерторг", калининградская "Семья" и "Азбука Вкуса".
–
Ритейлер "Кораблик" установил в трех магазинах "генераторы лояльности" — терминалы, которые позволяют покупателю получать индивидуальные специальные предложения на интересующие его товары.
–
"Мэлон Фэшн Груп" внедрила в сети Love Republic сервис геолокации, информирующий проходящих мимо потенциальных покупателей об акциях, специальных предложениях и новых поступлениях. Аналогичную технологию также начала использовать Obuv.Com.
Проекты ИД Retailer
3 июня 2014 г., в ходе форума RETAILER RUSSIA TOP-200 2014 DAY, ИД Retailer презентовал результаты ежегодного исследования крупнейших розничных компаний России. Совокупная выручка участников списка RETAILER RUSSIA TOP-200 составила почти 5,5 трлн руб., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 19,3%.
5 декабря 2014 г. в Москве состоялся "RETAILER CONGRESS. ТОРГОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ 2014". Более 200 топ-менеджеров розничных сетей, компаний-девелоперов и других экспертов рынка торговой недвижимости собрались в Lotte Hotel, чтобы подвести итоги непростого 2014 г. и найти пути эффективного развития в 2015 г.
В ходе мероприятия ИД Retailer представил результаты исследования RETAILER EXPANSION 2014 и назвал 64 наиболее эффективно развивающихся розничных сети, а также ТОП-50 крупнейших владельцев торговой недвижимости.