Смена лидера

На российском розничном рынке сменился лидер. Уже по итогам первого квартала X5 Retail Group, занимавшая первое место по объему продаж с момента своего образования в 2006 г., уступила его сети магазинов "Магнит",  заработав 126,3 млрд руб. выручки против 131,2 млрд руб. у конкурента. К концу сентября разрыв увеличился: "Магнит", насчитывающий более 7 тыс. магазинов в России, наторговал на $13,19 млрд, а Х5 Retail Group, управляющая более чем 4 тыс. торговыми точками, — на $11,47 млрд.

В надежде переломить тенденцию, X5 Retail Group запустила масштабный проект реконцепции сети дискаунтеров "Пятерочка". Изменения коснулись организации и оформления торгового пространства, внешнего облика магазинов, а также ассортиментной политики и формата обслуживания покупателей. С октября 2013 г. стартовала реконструкция первых магазинов в Центральном, Северо-Западном и Уральском федеральных округах.

Новые проекты

В 2013 г. компания Apple официально вывела на российский рынок собственную розницу, запустив онлайн-магазин в рунете. До этого Apple продавала свою продукцию исключительно через другие сети.

Apple также решила поставлять iPhone российским розничным сетям напрямую от имени своей российской "дочки" "Эппл Рус". Прежде эксклюзивными дистрибьюторами телефонов в России выступали "ВымпелКом" и МТС, однако вендор не стал продлевать с ними контракты.

FMCG-ритейлер "Магнит" решил экономить на электроэнергии. Компания создала собственную энергосбытовую компанию "МагнитЭнерго". "Дочка" обслуживает 6 000 магазинов сети и позволяет экономить 200−240 млн руб. в год.

Группа компаний "Связной", в прошлом году начавшая развивать фирменную розницу под "яблочным" брендом, добавила в портфель торговых марок ближайшего конкурента Apple — Samsung: первая точка открылась в начале ноября в Москве, на Тверской ул., 15.  По мнению участников рынка, наличие в портфеле двух сильных конкурирующих брендов логично: падение продаж одного может быть компенсировано стабильным объемом продаж или даже ростом другого.

Бывшие совладельцы сети гипермаркетов "Лента", предприниматели Август Мейер и Дмитрий Костыгин, решили создать в Санкт-Петербурге новую сеть cash&carry. В ближайшие три года планируется запустить десять магазинов в Санкт-Петербурге, из которых три будут запущены за один год: на Пулковском шоссе, Пискаревском и Шафировском пр. Планируемые инвестиции — около 12 млрд руб.

Розничная сеть "Ион" заключила партнерское соглашение с "ВымпелКомом", согласно которому до конца 2014 г. все объекты ритейлера будут переименованы в "Ноу-Хау" и оснащены бренд-зоной оператора. Инвестиции в ребрендинг выделяет "ВымпелКом". "Ион", в свою очередь, несет операционные расходы по обслуживанию магазинов. В 2017 г. "ВымпелКом" получит опцион на покупку контрольного пакета акций торговой сети.
Metro Cash & Carry открыл интернет-магазин товаров для офиса. Новый сервис ориентирован на одну из ключевых групп клиентов — малый и средний бизнес. Помимо России, интернет-магазин товаров для офисов также функционирует в Польше, Румынии и Нидерландах.


Слияния и поглощения

В мае Auchan и Metro Group закрыли сделку по продаже сети Real в России и странах Восточной Европы французскому ритейлеру. Магазин Real в подмосковных Котельниках, не вошедший в сделку, Metro Cash & Carry оставила себе. Таким образом, он останется единственным магазином под брендом Real в Восточной Европе.

В начале года появилась информация о том, что аптечные сети "36,6" и А5 ведут переговоры об объединении. Однако сделка не состоялась. Вместо этого "36,6" продала 52% акций "Верофарма" компании "ГарденХиллс" Романа Авдеева  и договорилась с A.V.E. Group о слиянии розничного бизнеса.  Сделка с A.V.E. завершится после получения разрешения антимонопольной службы. Головной компанией объединенной группы останется "Аптечная сеть 36,6". Операционный контроль в объединенной компании будет осуществлять менеджмент A.V.E.

Это не единственная M&A-сделка на аптечном рынке. Так, в конце 2013 г. сеть "Здоровые люди" приобрела 11 аптек татарстанской сети "Фарм-Сервис", а "Доктор Столетов" договорился о покупке сети дискаунтеров "Озерки".

Летом 2013 г появилась информация о том, что "М.Видео", лидер БТиЭ-рынка с долей более 12%, намерена выкупить у чешской PPF Group своего ближайшего конкурента — сеть "Эльдорадо" (8,6% рынка). Однако слияние двух крупнейших в России ритейлеров бытовой техники и электроники сорвалось. Стороны не сошлись в оценке бизнеса "Эльдорадо", чьи магазины после объединения пришлось бы закрыть в ряде регионов по предписанию ФАС.

АФК "Система" выкупила у Сбербанка 25% в капитале розничной сети "Детский мир".  Ранее ритейлер привлек у банка 3,2 млрд руб. кредитных средств, которые и направил на обратный выкуп своих акций. При этом АФК "Система" заявила, что намерена удвоить бизнес "Детского мира", в том числе за счет сделок слияния-поглощения, а также вывести сеть на IPO.

Сеть FMCG-супермаркетов "Азбука Вкуса" договорилась о приобретении бизнеса подмосковного франчайзи Spar — компании "СВА трейдинг".  В сделку, которая будет закрыта в начале 2014 г., войдут восемь магазинов суммарной торговой площадью около 10,1 тыс. кв. м в Жуковском, Раменском, Дмитрове, Воскресенске и Электростали, а также склад площадью 6 тыс. кв. м и производственные мощности.

Ритейлеры "Любимый" и "Матрица" объединили свои самарские магазины. На момент слияния у "Любимого" было 28 точек в формате "у дома", 25 из них — в Самаре, две — в Новокуйбышевске, одна — в поселке Суходол. У "Матрицы" — два магазина в Самаре, один из них — гипермаркет.

Тольяттинская сеть магазинов "Миндаль" нашла покупателя: им стал не федеральный ритейлер "О’Кей", как сообщалось изначально, а местная компания "Неотрейд", владелец сети "Пеликан". По оценкам экспертов, сумма сделки могла составлять порядка 400 млн руб.

В минувшем году также стало известно о планах группы "Онэксим" Михаила Прохорова и группы компаний "Связной" Максима Ноготкова создать совместную холдинговую компанию.  Предполагается, что Максим Ноготков передаст в нее одноименную сеть салонов связи и "Связной банк", а "Онэксим" — "Ренессанс Кредит" и страховую компанию "Согласие". В случае объединения банковских активов "Ренессанс Кредит" получит сеть из более чем 3,5 тыс. отделений, уступив по этому показателю лишь Сбербанку.

В столице Удмуртии состоялась сделка, в результате которой бренд сети супермаркетов "Столичный" перешел к структурам известного в регионе политика и бизнесмена Андрея Осколкова. Как только завершится процедура банкротства ЗАО "Юлена" — бывшей операционной компании сети, в этой истории будет поставлена точка: к структурам Осколкова перейдут и основные активы "Столичного" — недвижимость.

Fashion-ритейлер "Мэлон Фэшн Груп" продал испанской Cortefiel Group сети Springfield и Women’secret,  которые развивал на территории России по франчайзингу с 2010 г. Михаил Уржумцев, генеральный директор компании, объяснил сделку желанием сосредоточиться на расширении только собственных сетей — Zarina, befree, Love Republic.

Сотовый оператор "МегаФон" решил, что пока не будет выкупать у основного акционера — холдинга Garsdale Алишера Усманова — 25% акций "Евросети".  Опцион будет продлен до 6 декабря 2015 г. Не торопиться с продажей доли в "Евросети" решила сама Garsdale. Планировалось, что холдинг получит в обмен на долю в "Евросети" акции самого "МегаФона" и продаст их на бирже, но рыночная ситуация пока этому не способствует.

Владелец "Седьмого континента" Александр Занадворов выставил на продажу операционную компанию сети,  а также права аренды 130 (из 160) магазинов сроком на 15 лет. Сумма вероятной сделки оценивалась в $2,4–4,05 млрд. Наиболее вероятным покупателем на рынке называлась X5 Retail Group, однако договоренность не была достигнута.

Кадровые изменения

В самом начале 2013 г. Стефан Дюшарм, член наблюдательного совета X5 Retail Group и тогда еще временно исполняющий обязанности главы компании был назначен на должность главного исполнительного директора.

В минувшем году X5 Retail Group также нашла нового руководителя формата "мягкий дискаунтер". Им стала Ольга Наумова, пришедшая в ритейл из металлургической отрасли и работавшая в таких компаниях, как "Римера" (группа ЧТПЗ), "Северсталь" ("Северсталь-метиз"), IBS.

Валерия Солок, ранее возглавлявшая "Аптечную сеть 36,6", приступила к обязанностям директора по управлению недвижимостью форматов "супермаркет" и "гипермаркет" в X5 Retail Group.

Павел Бреев добровольно снял с себя полномочия генерального директора БТиЭ-сети "М.Видео". Согласно решению совета директоров, эту должность занял Александр Тынкован, президент компании и один из ее основных акционеров.
Павел Бреев, который также является одним из акционеров и основателей "М.Видео", продолжил работать в компании в качестве директора по развитию.

Пер Вендшлаг покинул пост генерального директора IKEA Shopping Centres Russia.  Новым главой крупнейшего владельца торговой недвижимости в России с 12 апреля 2013 г. стал Армин Микаэли, экс-руководитель департамента недвижимости IKEA в Германии.

В 2013 г. ритейл-сообщество "потеряло" ведущего топ-менеджера: Лев Хасис, экс-глава X5 Retail Group, осенью 2011 г. перешедший на работу в Walmart, получил пост первого заместителя председателя правления Сбербанка и главного операционного директора. Советником Льва Хасиса на этой должности стал Илья Белоновский, c 2008 г. занимавший пост исполнительного директора АКОРТ.

Не обошлось без кадровых перестановок и в "Системе "Т3С". С 1 июля 2013 г. генеральным директором закупочного союза стал Вячеслав Киселев, ранее занимавший пост коммерческого директора объединения.  Леонид Абаюшкин, возглавлявший "Систему "Т3С" с момента ее создания в 2007 г., занял позицию заместителя председателя совета директоров, совмещая ее с должностью председателя правления ПО "РОСТ", созданного в конце 2012 г.

Опционные программы

Сеть премиальных супермаркетов "Азбука Вкуса" выделила на опционы для своих топ-менеджеров почти 7% уставного капитала. Пока это самая масштабная поощряющая программа на рынке. Щедрость "Азбуки Вкуса" аналитики объясняют небольшой стоимостью бизнеса в сравнении с другими ритейлерами — например, "Магнитом" и Х5 Retail Group.

Власть и ритейл

Федеральная налоговая служба (ФНС) обязала интернет-магазины оснащать курьеров кассовыми аппаратами. Ранее ФНС разрешала онлайн-ритейлерам распечатывать кассовые чеки заранее. Несоблюдение новых требований ФНС чревато штрафом в размере 30−40 тыс. руб.

ФАС определилась с поправками к одной из самых скандальных статей Закона о торговле, которая ограничивает экспансию торговых сетей. С конца 2012 г. ожидалось, что ритейлерам повысят порог доминирования до 35% либо не станут ограничивать их 25% при строительстве новых магазинов и аренде непрофильных помещений. Но ФАС решила, наоборот, ужесточить существующую норму: торговым сетям может быть запрещено любое развитие бизнеса, если оно приведет к превышению их доли 25% за прошлый финансовый год.

Игорь Чуян, глава Росалкогольрегулирования, определил основные направления работы регулятора на ближайшие пять лет. После жесткой чистки оптового и производственного звеньев в первой половине 2011 г. он намерен взять под контроль ритейл.  Во втором квартале 2016 г. кассовые аппараты всех магазинов подключат к системе учета ЕГАИС. Тогда же будут ужесточены лицензионные требования к продавцам крепкого алкоголя. В результате количество торговых точек со спиртным к 2018 г. может сократиться вдвое.

Саморегулирование

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) разработала и утвердила стандарты по обслуживанию клиентов интернет-магазинов, с помощью которых намерена повысить лояльность потребителей к онлайн-рознице и сделать рынок e-commerce более прозрачным.

Ритейлеры и поставщики создали третейский суд для решения конфликтных ситуаций. В комиссию, которая будет заниматься урегулированием споров в досудебном порядке, вошли девять человек. Ритейлеров представляют президент "М.Видео" Александр Тынкован, президент ГК "Дикси" Илья Якубсон, а также председатель совета директоров сети "АБК" Владислав Егоров либо владелец сети "Тэмле" Ринат Сулейманов, поставщиков — главы двух отраслевых союзов: Андрей Даниленко из "Союзмолоко" и Максим Протасов из "Руспродсоюза", а также гендиректор PepsiCo в России Сильвиу Попович. Среди независимых членов комиссии — председатель комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ Александр Борисов, первый заместитель председателя Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ Иван Зыкин и председатель Союза потребителей РФ Петр Щелищ.

Экспансия

Петербургский холдинг "Продовольственная биржа", владеющий сетями "Е-да!", "Лайм" и "Полушка", запустил филиал в московском регионе.  Первый магазин под брендом "Полушка" начал работу 5 июля 2013 г. в поселке Малаховка в Московской области.

Metro Cash&Carry заявила о планах первой из крупных ритейлеров занять Владивосток. Компания собрала рабочую группу, которая проанализирует новый рынок и его перспективы.

ГК "Спортмастер" объявила о выходе на рынок Китая. Первые пять магазинов под брендами "Спортмастер" и Ostin появятся в Поднебесной уже в марте следующего года. Аренда площадей может обойтись ритейлеру в $6 млн в год.

Отраслевые объединения

В 2013 г. на российском рынке интернет-торговли появилось несколько новых объединений. В феврале 2013 г. "Холодильник.ру", Gretta.RU и ряд других интернет-ритейлеров создали Ассоциацию компаний розничной электронной торговли (АКРЭТ).  Согласно уставу организации, в задачи АКРЭТ входит донесение реальной позиции отрасли до госорганов, лоббирование поправок в правовые акты, регулирующие интернет-торговлю, а также формирование цивилизованных правил игры на рынке и борьба с недоверием потребителей к отрасли.

В июне 2013 г. основатель LiveInternet Герман Клименко объявил о создании Ассоциации по развитию электронной коммерции.  Организация будет работать в противовес другим отраслевым ассоциациям — РАЭК и АКИТ, которые, по словам Германа Клименко, уже давно не представляют интересов индустрии.

Членами обеих ассоциаций стали мелкие и средние интернет-магазины.

В сентябре 2013 г. генеральный директор компании Wikimart Максим Фалдин, не найдя компромисса с руководством Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) по вопросу параллельного импорта, объявил о выходе из объединения.  Однако радикальный шаг предприниматель так и не совершил — после смены руководства АКИТ сторонам удалось прийти к компромиссу.

В мае 2013 г. шесть ритейлеров Центрального региона РФ объявили о создании кооперации для противостояния федеральным игрокам.  В объединение, получившее название потребительское общество "Центр-РОСТ", вошли шесть региональных торговцев: АБК (Москва), "Бим" (Московская область), "Круста" (Московская область), "Барс" (Рязань), "Универсам Макаровский" (Муром) и "Высшая лига" (Костромская, Ивановская и Владимирская области). Общий оборот данных ритейлеров составляет 20 млрд руб. в год. Совместно у них на момент объединения было 218 точек.

Инновации

X5 Retail Group в мае 2013 г. завершила тестирование RFID-технологии в своем московском офисе. Оборудование было перенесено в штаб-квартиру компании "Магазин Будущего" (является совместным проектом Роснано, Х5 Retail Group и РТИ, "дочки" компании "Ситроникс) и существует в виде испытательного стенда. Тестировать технологию на коммерческих магазинах ритейлер пока не планирует.
Между тем, компания "Магазин Будущего" запустила новый проект — "Цепочка поставок будущего", цель которого развитие RFID-технологий в области логистики. Пока сформирована рабочая группа, куда вошли представители ритейлеров и поставщиков. Запуск пилота планируется в 2014 г.
В 2013 г. среди ритейлеров популярностью пользовались терминалы самообслуживания. Их внедрили FMCG-ритейлер Х5, "Командор" и "Лэнд", а также дрогери-ритейлер "Улыбка Радуги".

Тренды: эко- и биотовары

X5 Retail Group запустила проект "Новый Океан" (отделы, специализирующиеся на продаже рыбы и морепродуктов) в сети супермаркетов "Перекресток". Ритейлер также приступил к разработке нового плана по созданию в "Перекрестках" фермерских магазинов.  Аграриям будут выделены площади, на которых они смогут продавать мясную, овощную и хлебобулочную продукцию по собственным ценам.

Мэрия Москвы решила перепрофилировать городские рынки в крупные экобазары. По словам Алексея Немерюка, главы департамента торговли и услуг Москвы, фермерскими может стать Северный рынок, а также Коптевский. Власти планируют сделать так, чтобы продукция на экобазарах была "разнообразная, с хорошим качеством и по разным ценам". Кроме того, на базарах будет установлен жесткий контроль над тем, является ли продаваемая продукция действительно фермерской.

Вслед за этим появилась информация, что в Петербурге появится аналог крупнейшего европейского продовольственного рынка Rungis. Центр сельскохозяйственной продукции "Агрополис" площадью 96,4 га будет располагаться в промышленной зоне "Предпортовая-3" между КАД и аэропортом "Пулково". Центр сельхозпродукции будет ориентирован в первую очередь на оптовых покупателей: ритейл-компании, сферу ресторанного бизнеса, а также крупные и средние гипермаркеты.

Тренды: мультиканальность

Немецкий ритейлер Media Markt запустил с февраля полноценные интернет-продажи во всех 22 российских регионах присутствия сети.

БТиЭ-ритейлер "М.Видео" летом 2013 г. запустил в Петербурге первый dark store — магазин без покупателей. Для обычных клиентов магазин фактически закрыт: они могут лишь забрать в нем заранее заказанный товар. В то же время продавцы-операторы готовят в нем заказы для доставки или выдачи, собирая их с полок со стандартной выкладкой товара. Dark store рассчитан на обслуживание около 100 000 заказов в год. Инвестиции в его запуск не превышают вложений в открытие обычного гипермаркета, то есть составляют 40–50 млн руб. В компании рассчитывают, что такая система продаж поможет сократить затраты на логистику в регионах.

БТиЭ-ритейлер "Эльдорадо" также сделал ставку на мультиканальную модель и в дополнение к сети пунктов выдачи товара запустил новый формат интернет-гипермаркета, сочетающий преимущества онлайн- и офлайн-розницы. В отличие от пунктов выдачи заказов, в нем находится не только зал с терминалами заказа, но и склад площадью от 1 000 кв. м, где будет храниться ассортимент, идентичный офлайновому магазину (20 000 SKU).

Планы IPO

Осенью 2013 г. появилась информация о планах сети "Лента" провести  IPO на Лондонской фондовой бирже. Компания рассчитывала привлечь до $1,5 млрд. Разговоры о планируемом IPO "Ленты" шли еще в 2009 г., когда в капитал компании вошли TPG и "ВТБ Капитал". "Лента" считается одним из самых привлекательных активов для поглощения на российском рынке розничной торговли.

Стало известно о планах немецкого ритейлера Metro Cash & Carry провести IPO российского подразделения. Как говорили на рынке, компания собиралась привлечь порядка $1 млрд. Размещение может состояться уже в 2014 г. Организаторами сделки могут стать Goldman Sachs и Сбербанк.

"Обувь России" заключила договор на проведение IPO с инвесткомпанией "Алор". Размещение может пройти в начале следующего года на Московской бирже. Компания разместит до 25% уставного капитала, средства пойдут на развитие бизнеса. "Обувь России" оценивает себя в 7 млрд руб.

Уходы года
В декабре 2013 г. в Омске закрылись все продуктовые гипермаркеты местной сети "Геомарт". Почти все поставщики ритейлера уже вывезли торговое оборудование и товар, некоторые подали иски о взыскании долга на общую сумму порядка 40 млн руб. Аналитики считают, что для закрытия сети были причины: еще в прошлом году предприятие сработало в убыток.

Стало известно, что FMCG-сеть "Морковь" покидает рынок. В середине декабря права аренды на 11 магазинов в Екатеринбурге перешли к местному дистрибьютору ТК "Смайли".  Аналитики считают, что переуступка прав аренды могла стоить дистрибьютору $0,5−1 млн. На месте бывших торговых точек "Моркови" ТК "Смайли" будет развивать собственную розницу. Причиной ухода ритейлера с рынка могли стать долги перед поставщиками.

Сеть мебельных салонов "Диваны и Кресла" в октябре-ноябре 2013 г. закрыла более половины точек в Москве и на конец декабря насчитывала не более 20 объектов.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments