На прошлой неделе депутаты Госдумы и производители продуктов питания намеревались закрыть для торговых сетей все лазейки в законодательстве при составлении типовых договоров. Один из авторов закона о торговле депутат Ирина Яровая предложила поставщикам самим написать и направить в правительство универсальный договор, который станет обязательным к применению для всех ритейлеров. Торговые сети считают, что в таком случае поставщики будут диктовать им невыгодные условия.
Правительство одобрило поправки Федеральной антимонопольной службы в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) относительно ответственности за нарушение закона «О торговле». Согласно версии антимонопольного ведомства, нарушители закона будут караться фиксированными штрафами, максимальная сумма которых составит 1 млн руб.
Росстат впервые посчитал продажи продовольственных товаров на рынках отдельных городских округов и муниципальных районов: они необходимы, чтобы в соответствии с законом "О торговле" с 1 июля следить, не превышает ли доля каждого ритейлера на местных рынках 25%.
Сало известно, что поставщикам приходится оплачивать магазинам дополнительные услуги — маркетинговые, логистические и т. д., хотя по закону "О торговле" они не обязаны это делать. Договор о поставке и договор оказания услуг подписываются в тесной связке, утверждают производители и дистрибьюторы. Иногда прямо написано, что стоимость допуслуг ритейлера будет составлять не меньше 7-10% цены закупаемого товара.
~~~
Крупнейший российский продуктовый ритейлер X5 Retail Group начал поиск возможности создания совместных предприятий с производителями продуктов питания и напитков. Компания планирует давать гарантии поставок их продукции и выпуска собственных торговых марок на их мощностях, но в обмен на долю в капитале производителя. Собственную производственную базу наращивает и сеть «Магнит». Ритейлер занялся масштабным строительством теплиц в Краснодарском крае для выращивания собственных овощей для сети.
Совет директоров продуктовой сети "Седьмой континент" возглавил Александр Агеенков, бывший вице-президент по внутреннему контролю "дочки" золотодобывающей корпорации "Полюс Золото". Банк МФК, основанный Михаилом Прохоровым, прежним работодателем Александра Агеенкова, в апреле получил в залог более 50% "Седьмого континента".
Выручка «Седьмого континента» по итогам 2009 г. выросла до 44,6 млрд руб. Выручка годом ранее, по данным отчета по МСФО, составляла 39,9 млрд руб., т. е. в 2009 г. она увеличилась на 11,8%. Чистая прибыль розничной сети за прошлый год — 1,3 млрд руб.
Сеть интернет-магазинов «Утконос» постепенно начала сворачивать свой стационарный бизнес. Как стало известно, с начала этого года компания закрыла семь магазинов в Москве, на очереди еще 23. Таким образом, «Утконос» собирался закрыть пятую часть своих торговых точек и сможет сэкономить до $8 млн в год.
Ассоциация «Галерея Чижова» начала вести переговоры о продаже своей сети супермаркетов «Мир вкуса» в Воронеже. Появилась информация, что на сегодняшний день основными претендентами на актив являются федеральные сети X5 Retail Group и «О’Кей».
Больше половины сотрудников группы "Ашан Россия" (магазины "Ашан", "Ашан-Сити", "Радуга") — 13 000 из 20 000 человек — стали ее совладельцами. Они воспользовались предложением ритейлера конвертировать "накопительную часть" своих премий (могла быть выплачена наличными через пять лет) совокупно на 520 млн руб. в акции люксембургской Valauchanrus Sopaneer SCA, владеющей долями не только в "Ашан Россия", но и в головной Auchan Groupe.
Немецкий торговый холдинг Metro Group сообщил о планах в 2010 г. увеличить инвестиционный бюджет до 1,9 млрд евро с 1,5 млрд евро годом ранее и открыть в мире около 95 новых торговых центров против 80 магазинов в 2009 г.
Сеть Metro Cash & Carry собирается запустить в России две новых мелкооптовых сети меньшего размера по сравнению с обычными гипермаркетами компании. Первый формат — мелкооптовые гипермаркеты Eco площадью 3 000- 3 500 кв. м — будет рассчитан на мегаполисы. Второй — магазины "Метро" площадью 1 500 кв. м для небольших городов в российских регионах.
ОАО «НТС» (головная компания ритейлера, владеет новосибирским и алтайским франчайзи «Пятерочки», собственной сетью «Столичный») сообщило, что его основатели — братья Евгений и Виталий Насоленко вышли из состава акционеров компании, а 49% стало принадлежит кипрской «Эсфантер инвестментс лимитед».
Группа компаний «Виктория», заявлявшая ранее, что заинтересована в покупке сетей с оборотом $200—300 млн, по всей видимости, нашла объект для сделки. Калининградский ритейлер договаривался о покупке столичной сети «Остров», которая, в свою очередь, параллельно вела переговоры с Х5 Retail Group. Сеть-«москвичка» может обойтись «Виктории» в $60—70 млн.
Стало известно, что с начала августа сеть гипермаркетов «Мосмарт» запускает пилотный проект по продаже теплых вещей под собственной торговой маркой: в магазинах сети можно будет найти куртки, свитера и жилетки. До сих пор под частными марками ритейлеры в основном выпускали продукты питания, а одежду продавали от производителей no name.
~~~
Санкт-петербургская аптечная сеть «Первая помощь» выставила на продажу свои аптеки в Екатеринбурге. В компании такое решение объяснили низкой рентабельностью торговых точек.
Минздрав подготовил проект приказа, который утверждает минимальный ассортимент лекарств в аптеках. Согласно документу, аптечный минимум сократится в два с половиной раза — до 60 наименований препаратов. Аптечные сети называют новый список "долгожданным", а эксперты отмечают, что приказ зачастую исполняется формально, полагая, что потребителям сокращения перечня лекарств опасаться незачем.