Компания "Синар" запустила антиджинсовую рекламную акцию. В обмен на старые джинсы покупателю предлагается двадцатипроцентная скидка на мужской костюм. В то, что сисадмины и дизайнеры сменят старые штаны на брюки со стрелками, разумеется, не верит никто. Но то, что отношение к мужскому костюму в последние годы меняется, подтверждают не только их продавцы, но и стилисты и даже школьные учителя. Корреспондент НГС.НОВОСТИ проследила тонкости взаимоотношений новосибирских мужчин с традиционной униформой для серьезного дела.
Справка: ОАО "Синар" — новосибирский производитель одежды, специализирующийся на верхней мужской и женской одежде, а также мужских костюмах, которые фабрика шьет с середины прошлого века. Костюмы производятся из итальянских, болгарских и германских тканей; ценовая категория — до 15 000 рублей.
Мужские джинсы в обмен на скидку в магазинах "Синар" принимают с 14 мая по 14 июня; собранные джинсы (по словам Алексея Ширяева, исполнительного директора ОАО "Синар", таковых набралось уже около 400) планируется рассортировать и пригодные к носке — дезинфицировать и передать нуждающимся. Акция "Синара" стилизована под боевые действия против армии джинсов, наступающих на город с барахолки. "Не думаю, что в таком противопоставлении есть логика, — говорит Ирина Вершинина, директор магазина "Джинсовая симфония". — Спрос на джинсы в последние годы не меняется, люди по-прежнему покупают джинсы и костюмы для разных случаев жизни". Куда интереснее целевая аудитория акции: поколение, выросшее при рыночном разнообразии одежды. По словам Алексея Ширяева, акция ориентирована прежде всего на подростков, которым предлагается "задуматься о покупке костюма к выпускному, вступительным экзаменам, вступлению во взрослую жизнь".
Действительно, "костюмированная" публика сегодня прирастает не столько взрослыми мужчинами, сколько подростками.
Те, кто привык ходить на работу в джинсах (научные работники, инженеры, айтишники) и кто устраивает целое событие из необходимости купить костюм для свадьбы лучшего друга, в большинстве своем не меняют привычек. "Худшим временем для костюмов был последний год перед кризисом: бурный рост экономики и легкие дурные деньги, которые толкают на фривольности. Это был расцвет свободной одежды в офисах, — вспоминает господин Ширяев. — Кризис дисциплинирует. Я недавно прочитал поговорку: "Чем хуже у тебя дела, тем лучше ты должен одеваться". Но у нас культура ношения костюма отсутствует. Европеец имеет три-четыре костюма и умеет их носить так, что мысли о том, что он мучается в жестких рамках, не возникает. А у нас костюм сразу вызывает ассоциацию с клерком, — говорит господин Ширяев. — Но подростки 14–16 лет уже заводят себе костюмы и носят их не скованно, а с удовольствием".
"Пятнадцать лет назад в первоклассника с галстуком-бабочкой тыкали бы пальцем, а теперь в школу идут маленькие джентльмены", — приветствует новое поколение стилист-шопер Елена Вайман. "Многие школьники действительно умеют носить костюмы, — подтверждает учитель английского в школе № 16 Юлия Иванова. — У меня около трети старшеклассников одеваются в школу строго — костюмы, жилетки с рубашками… И те, кто одевается строго, и мальчики-клабберы с проколотыми ушами, в отличие от тех, кто учился лет десять назад, уже не боятся отличаться и не стесняются того, что стараются красиво одеться. А еще заметна акселерация — мальчики быстро взрослеют и, соответственно, строгая одежда на них не выглядит смешно".
В Новосибирске в год продается 16 тысяч костюмов "Синара", не считая других производителей. Взрослые же мужчины, стандартно упакованные в костюмы, — а у нас это в первую очередь чиновники, работники банковского сектора и юристы, — понемногу смелеют в выборе галстуков и цветовых решений.
"В последние годы у мужчин появился вкус к одежде, — отмечает госпожа Вайман. — Кроме чисто деловой униформы уже появляются и летние костюмы, и те, кто умеет играть с костюмной эстетикой. Мужчина в костюме — это не просто хороший тон, это еще и красиво: костюм "форматирует" человека, и даже в неформальной одежде умеющий носить костюм выглядит подтянутее. В конце концов, женщины всегда любили мужчин в форме, а костюм — тоже своего рода форма. Когда-то от костюмов массово отказывались, а теперь, устав от вседозволенности и неуместности, возвращаются к старому доброму".
"Муниципальные и госслужащие, и юристы в частном бизнесе носят костюмы по-разному. Создается впечатление, что отсутствие единой формы — как, скажем, у налоговых приставов — прочие государственные люди пытаются компенсировать тяжеловесностью, однообразием костюмов, — делится наблюдениями и личным опытом юрист Михаил Федан. — В частном бизнесе костюмы выбирают более легкие и носят их с большим остроумием и изобретательностью. Но, с другой стороны, юристы, работающие в частных компаниях, в большей степени воспринимают костюмы как повинность, повеление сверху, а у муниципалов норма скорее вырастает снизу, без особого принуждения начальства".
По словам исполнительного директора "Синара", в год в Новосибирске продается около 16 000 костюмов.
Марка действительно стала для новосибирского мужчины чуть ли не синонимом бюджетного костюма — восторгов она не вызывает, но но многие носят. "Что касается костюмов "Синара", то это действительно дешево и сердито, нормальный, хотя и скучноватый бюджетный вариант, — продолжает господин Федан. — Я подозреваю, что половина костюмов на молодых чиновниках и юристах — оттуда". "Я недавно искал костюм для деловых встреч, перемерил огромное количество, все сидело отвратительно, я уже был готов идти к портному, а в итоге купил "синаровский", вдвое дешевле, чем рассчитывал, — просто потому, что он сел идеально", — рассказывает директор "Агентства гуманитарных технологий – Сибирь" Егор Егошин. "Если костюм хорошо посажен, он будет идти, даже если это не именитая марка", — объясняет феномен Елена Вайман.