Георгий Лямин, владелец книготорговой компании «Топ-книга»: «Главная потребность собственников бизнеса — в пред-принимательском духе, в умении эффективно работать на коротком временном промежутке».
— Изменились ли во время кризиса требования к кандидатам со стороны работодателей-акционеров?
— В период кризиса возросла ответственность всех — об этом свидетельствует то, что сами акционеры возвращаются в бизнес. И потому требования к эффективному менеджменту — усилить, прежде всего в себе, предпринимательские качества и компетенции, способность экономически мыслить. Рынок сегодня характеризуется высокой неопределенностью, маркетинговые оценки в силу этой неопределенности не работают, потому сократился и горизонт планирования. Отсюда — потребность собственников именно в предпринимательском духе, в умении эффективно работать на коротком временном промежутке, без длительного планирования, делать акцент на возврат инвестиций.
— Изменились ли мотивация кандидатов и их ожидания при устройстве на работу? Каково предложение топ-менеджеров на рынке сегодня?
— Несмотря на то что менеджеры — это всегда штучные люди, порог входа на рынок снизился. Но более важно — на нем появились люди, которым прежде всего интересно себя реализовать в области решения тех или иных задач. Правда, говорить, что качество менеджмента в России резко повысилось, пока рано. В лучшем случае это начало некоего тренда.
— Меняется ли, по-вашему, соотношение размеров дохода высшего управленческого звена и рядового персонала в российских компаниях?
— Разрыв сократился. Это связано и с тем, что рядовой персонал численно уменьшился, и фонд зарплаты был поделен между оставшимися специалистами. И с тем, что произошло неизбежное снижение компенсационных выплат менеджерам. Идея бонусирования противоречит условиям высокой неопределенности, в которых приходится вести бизнес. Как правило, бонусы топ-менеджерам привязаны к годовым результатам, а прогнозы развития на 2009 год, как можно догадаться, не совпали с реальностью. Поэтому мы пошли просто на фиксацию постоянной части дохода управленцев — чтобы обеспечить им определенный уровень комфорта.