Компания «Гиперглобус» (развивает сеть гипермаркетов Globus) начала внедрять системы самообслуживания, позволяющие покупателям самостоятельно сканировать, упаковывать и оплачивать товары. Как говорится в официальном сообщении компании, с 17 мая 2012 г. терминалы self-checkout работают в магазине во Владимире на Суздальском пр.

По словам Олафа Шомакера, управляющий директор администрации «Гиперглобус», внедрение данных систем позволило сократить количество очередей и перераспределить обязанности персонала — вместо того, чтобы стоять на кассе, сотрудники Globus консультируют покупателей в зале и пополняют запас товаров на прилавках.

Топ-менеджер отметил, что в течение 2012 г. устройства self-checkout появятся в гипермаркетах Globus в магазинах Московской области — в Щелково и Климовске.

Разработчиком решения самообслуживания для гипермаркетов Globus является компания NCR. По словам Арифа Касумова, специалиста NCR по системам самообслуживания в ритейле, всего в магазине Globus во Владимире установлено 12 терминалов, из них восемь могут работать с двумя корзинами, а четыре – с одной.

Устройства представляют собой сканер штрих-кодов, весы, а также сенсорный экран, который на протяжении всего процесса покупки дает подсказки в зрительной и звуковой форме – на русском, немецком или английском языках. Также покупатель может получить консультацию у сотрудников, которые работают в специальных куртках. Расплатиться за покупку можно как наличными, так и банковской картой.

Инвестиции в проект не разглашаются. По данным игроков рынка, стомость одного устройства self-chekout может вариьироваться от 550 000 руб до 900 000 руб. Стоимость лицензии для одного автомата составляет в среднем 60 000 руб.

По данным  компании «Гиперглобус», в среднем устройствами самообслуживания во владимирском гипермаркете пользуются 12 500 человек в неделю. Чтобы стимулировать использование самообслуживания, магазин дарит каждому 500 покупателю ваучер на следующую покупку.

 «В Европе и США технологии self-checkout уже получили широкое распространение, — отмечает Алексей Макаров, президент ГК «Атол». — Местные ритейлеры постепенно увеличивают в линейке POS-оборудования долю устройств самообслуживания, что не удивительно, ведь это — ускорение расчетов на кассе, экономия ФОТ и имидж инноватора».

Сергей Алтухов, ведущий эксперт центра отраслевой экспертизы SAP СНГ, считает, что терминалы самообслуживания не смогут решить проблему очередей в продуктовой рознице. «Какая-нибудь бабушка вряд ли сама быстрее просканирует товар, чем сотрудник магазина», — пояснил он. По мнению эксперта, более перспективным является использование не портативных устройств, которыми покупатель сканирует товар, когда кладет его в корзину, а также технологии бесконтактных платежей на кассе.

В России устройства self-checkout использует французский ритейлер «Ашан» в гипермаркете «Наша Радуга» в Калуге и «Ашан-Сити» в Новосибирске. По данным кампании, Использование линий сканирования позволяет покупателю экономить до 15–20% времени, а линий оплаты — еще до 20–30%. За счет использования систем самообслуживания каждый работник «Радуги» может выполнять несколько операций: заниматься выкладкой товара, перемещать грузы, консультировать покупателей, сканировать товар и при необходимости помогать клиенту при оплате на автоматическом терминале. Достигаемая за счет поливалентности персонала экономия составляет 30–40% (от расходов на оплату труда, по сравнению с использованием классического кассового оборудования). Стоимость внедрения системы самообслуживания ритейлер не раскрывает.

Разработку системы самообслуживания, работающего как со штрих-кодами, так и RFID-метками, ведет X5 Retail Group в рамках проекта «Магазин Будущего». По словам Ольги Караевой, руководителя проекта, в случае Х5 сканирование и оплата товара, как и в «Ашане», будут разделены. «Сканирование товара благодаря RFID будет полностью автоматизировано. Для оплаты мы намерены использовать комбинированное решение: часть касс будет терминалом самообслуживания, а часть — с живым кассиром. Либо мы сделаем кнопку вызова человека, который поможет обслужить покупателя-пользователя автомата», — отметила она.

По мнению Алексея Макарова, технология self-checkout получит широкое распространение в России не раньше, чем через пять лет, но только в крупных гипермаркетах. «Self-checkout требует больше места, чем стандартная кассовая зона, а для небольшого ритейлера проблема экономии места стоит более остро, чем для ритейлера, развивающего крупный формат», — пояснил топ-менеджер. Алексей Макаров также добавил, что «Атол» сейчас совместно с Wincor Nixdorf внедряет решение self-checkout в гипермаркете одного из региональных ритейлеров. Название компании и дату запуска проекта топ-менеджер не уточнил.

Справка

Компания «Гиперглобус», разивающая сеть гипермаркетов Globus, является частью международного риетйлера Globus Group (филиалы в Германии, Чехии и России). На конец июня 2012 г. в России работает пять объектов Globus- во Владимире, Рязани, Ярославле, Щелково и Климовске. По данным рейтинга INFOLine&Retailer Russia Top-100, выручка компании в 2011 г. 25 млрд руб. без НДС.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments