Торговля перемещается с улиц в торговые центры. Направление объяснимо: в торговый центр легче (и дешевле) привлечь покупателей, чем в отдельно стоящий магазин, да и покупателям лучше – летом здесь прохладно, а зимой тепло, а ощущение праздника сохраняется в любое время года, в такой атмосфере тратить деньги гораздо приятнее. Все нулевые прошли под знаком – праздника должно быть больше. Поэтому с каждым годом росло и количество торговых центров, и их размер. Пока мы собирали информацию о торговых центрах, открывшихся в Москве за 10 лет, центры площадью меньше 50 тыс. «квадратов» стали казаться игрушками, а Москва – резиновой. На 2011 год запланировано введение еще более 1,5 млн кв. м торгово-развлекательных площадей. Не задаваясь вопросом, кто туда будет приходить, вспомним – как это было.

Конечно, событие номер один – это рождение «Мега»-звезды. Если ты стоишь в «Меге», значит, твоя жизнь удалась. На сегодняшний день IKEA (а именно она собирает сливки с торговли) управляет в России сетью из двенадцати торгово-развлекательных центров МЕГА: 3 комплекса открыто в Москве (Мега Белая Дача, Мега Теплый Стан, Мега Химки), 2 в Санкт-Петербурге, по одному в Краснодаре, Казани, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Омске. МЕГА в Самаре по-прежнему не может быть открыта из-за проблем с разрешающей документацией. Но попасть туда сложно – о требовательности ходят легенды. Стоит ли оно того? Для понимания – московские магазины посещают 7,5 млн человек в год, питерские – 1,8 млн человек, региональные – около 855 тыс. (в среднем на одну «Мегу»). Именно IKEA внедряет и новые стандарты в сервисе – она первой вывесила в своих магазинах схему с оптимальным временем посещения магазина (хотя, возможно, обувным магазинам этот опыт и не пригодится или пригодится только во время ажиотажа на распродажах). Справедливости ради, именно IKEA становится проводником и другого опыта: она первой в сентябре 2009 года отменила бесплатные автобусы от метро до своих торговых центров и запретила парковку для маршруток на своих стоянках. В региональных «Мегах» бесплатную доставку ликвидировали в сентябре 2010 года. Раньше доставка покупателей за счет торгового центра считалась само собой разумеющейся.

Но и без «Меги» десятилетняя эволюция была впечатляющей. Торговый центр 2000 года – это тот же самый рынок, только под крышей: девятиметровые клетушечки и сборная солянка: магазин детской обуви на третьем этаже, детской одежды – на пятом, рядом с ним – канцтовары, турагентство, ткани по супернизким ценам и элитная кожгалантерея. Несколько лет потребовалось на то, чтобы понять: навигация – это не морской термин, это эффективный способ привлечь покупателей: чем легче человеку ориентироваться, где какой магазин, тем дольше времени он проводит в торговых центрах, тем больше денег оставляет у арендаторов. Это время появления разнообразных схем расположения магазинов и путеводителей. В самых больших торговых центров появляются информационные стойки: если посетитель не может ориентироваться по схемам, ему подскажет верное направление симпатичная барышня, еще и подарит купон на скидку от какого-нибудь арендатора. Внутри торговых центров начинается кучкование – мебельные магазины направо, обувные – налево, детские – прямо по курсу. В это время в России складываются основные торговые сети, появляется фирменная розница, торговые площади, которые арендуют эти магазины, укрупняются, у сетей появляются стандарты оформления витрин и торговых залов. Арендаторы торговых центров начинают делиться на якоря: продуктовые супермаркеты, огромные магазины бытовой техники и мебели и торговую галерею – магазины с одеждой, обувью, аксессуарами.

Очень скоро, наладив навигацию, управляющие торговыми центрами задумались о комплексном продвижении торговых центров. Тогда появляются отчисления в рекламный фонд и понятие «концепция торгового центра».

Для того чтобы обойти торговый центр, уже требуется не час, а день – проголодавшиеся покупатели становятся злыми и уходят домой. Следуя закону восстановления энергии, торговые центры один за другим начинают открывать ресторанные дворики – чтобы покупатель, нагруженный пакетами, мог пополнить запас килокалорий. Но, как в сказке про золотую рыбку, посетителям и такие удобства очень быстро надоели. Пришлось к хлебу добавить зрелища – так в торговых центрах появились кинотеатры, катки и боулинг-клубы. Собственно, это одна из будущих тенденций – увеличение развлекательной составляющей. Возможно, само понятие «торговый центр» скоро перейдет в категорию устаревших и мы вернемся к подзабытому названию «центр культуры и отдыха». Не факт, что развлекающиеся посетители приходят потом в магазины, зато у владельцев магазинов появляется возможность изменить условия работы, арендодатели становятся все более гибкими при расчете арендных ставок. Если на заре открытия торговых центров условия диктовал девелопер, то сейчас арендодатели стремятся найти общий язык с арендаторами. В 2010 году продолжился переход торговых операторов на ставку аренды «процент с оборота». Например, не более $150 за кв. м в год, плюс 5% с оборота. Причем, если в 2008-2009 годах данные привилегии были доступны только крупным компаниям, то в этом году уже средние и малые операторы добились получения таких условий. Также арендаторы сегодня все чаще просят отделку за счет арендодателя, отмену ежегодной индексации ставки и депозитных платежей.

2001

Название торгового центра

 

Общая площадь, кв. м

Арендная площадь, кв. м

Обувные магазины

«Глобал Сити»

16 000

10 500

ALBA, Carnaby, ECCO

 


2002

Название торгового центра

 

Общая площадь,

кв. м

 

Арендная площадь, кв. м

Обувные магазины

«МЕГА Теплый Стан»

190 000

147 000

Bata, Bianco Footwear, Carnaby, Clarks, Corso Como, ECCO, Hogl, Skechers, TJ Collection, «Дигри шуз», «Крейзи Хорс», «Рандеву», «Сити Обувь»

«Атриум»

103 500

40 500

Baldinini, Camper, Carnaby, ECCO, Fabi, No One, Timberland, TJ Collection, «Рандеву»

«Ашан Сити Ленинградский»

72 000

38 000

Carnaby, ECCO, Fabi, O’Shade, TJ Collection

«Крокус Сити Молл»

62 000

30 000

Baldinini, Bally, Fabi, Pakerson, Sergio Rossi, Vicini

XL

32 000

22 000

Centro, Chester, ECCO, «Сити Обувь», «Эконика»

 

«Мега Теплый Стан» – первый в России проект девелоперской компании IKEA. Семейный торгово-развлекательный центр с 250 магазинами доступных цен. Впервые в России были представлены Zara, C&A, Marks&Spencer, Topshop и Promod и другие магазины. Помимо магазинов на территории находятся многочисленные кафе и рестораны, многозальный кинотеатр и ледовый каток с демократичными ценами, а также центральная сцена, на которой регулярно проводятся детские и семейные праздники. Парковка на 10 800 машино-мест.

 

«Ашан Сити Ленинградский». В торговом центре расположены 130 магазинов и бутиков одежды, парфюмерии, спортивных товаров, кинотеатр Nescafe Imax, парк развлечений для детей Star Galaxy, рестораны, кафе, интернет-кафе. Парковка: 180 мест – наземная, 740 мест – подземная двухуровневая.

 

«Атриум». На фуд-корте 10 операторов. Первый торговый центр с многоуровневой парковкой. В 2005 году по выходным здесь проходили съемки программы Comedy Club. В 2008 году в «Атриуме» сменилось большое количество арендаторов – комплекс стал более «дорогим».

 

2003

Название торгового центра

 

Общая площадь, кв. м

Арендная площадь, кв. м

Обувные магазины

«Калужский»

29 000

18 100

Chester, Corso Como, ECCO, «Эконика»

 

 

 

 

2004

Название торгового центра

 

Общая площадь, кв. м

Арендная площадь, кв. м

Обувные магазины

«МЕГА Химки»

211 000

175 000

ALBA, ALDO, Bata, Camelot, Carlo Pazolini, Carnaby, ECCO, Egle, Geox, Pas a Pas, Salamander, TJ Collection, «Крейзи Хорс», «Сити Обувь», «Эконика»

«Л-153»

90 000

35 000

Andgelio Savollini, ECCO, Eurotop, Geox, Kapricci, Now

 

Торговый комплекс «Л-153». Название торговому комплексу придумали школьники Марьинского района. В галерее 80 магазинов одежды и обуви, спортивные товары, товары для дома, парфюмерия и косметика, аксессуары, сувениры, ювелирные изделия, оптика. Здесь же к услугам посетителей: спорткомплекс, химчистка, детский городок и фуд-корт. Для гостей «Л-153» предусмотрены дополнительная полоса движения автотранспорта (при подъезде к торговому комплексу), а также трехуровневая парковка, рассчитанная на более чем 1500 машин (2 подземных уровня и единственная в Москве парковка на кровле здания такого масштаба). Стоимость аренды: от 24 320 до 48 639 руб. за кв. м в год.

 

«Мега Химки» – второй московский проект девелоперской компании IKEA, один из крупнейших в России торговых центров суперрегионального масштаба. Детский игровой центр, каток, двенадцатизальный кинотеатр Kinostar de Lux, первый Starbucks в России, торговая галерея на 250 магазинов, парковка на 8900 машино-мест. ИКЕА открыла свой первый магазин 22 марта 2000 года.

 

2005

 

Название торгового центра

 

Общая площадь, кв. м

Арендная площадь, кв. м

Обувные магазины

Барвиха Luxury Village

98 000

 

A.Testoni, Alexander McQueen, Blumarine, Costume National, Dries Van Noten, Giuliano Fujiwara, Jimmy Choo, John Galliano, John Richmond, Neil Barrett, Quai De Valmy, Rene Caovilla, Roberto Cavalli, Valentino Garavani

«РИО»

92 000

35 000

ALDO, Carlo Pazolini, Centro, City Step, Clarks, Geox, EL MONTE, Enzo Brera, Mascotte, OShade, Ralf Ringer, «Терволина», «Сити Обувь», «Эконика»

«ЕвроПарк»

86 000

40 000

Absolute Comfort, Carlo Pazolini, Cavaletto, Centro, Chester, Dunlop, ECCO, Now, Razio, Uterque, «Весело шагать», «Рандеву»

«Фестиваль»

65 000

 

ALBA, Chester, ECCO, Essere, O’Shade, Pakerson, «Мода Комфорт»

 

XL-3

52 000

38000

ALDO, Chester, ECCO, «Эконика»

 

«Ретейл-парк»

47 500

 

Chester, Respect

 

 

 

 

Барвиха Luxury Village. Если Крокус Сити Молл позиционировал себя как «сад бутиков», то Барвиха Luxury Village – это город бутиков. Амбициозный проект создан компанией Mercury, в течение 14 лет фактически сформировавшей рынок цивилизованной роскоши в России.
Luxury Village заметно отличается от большинства торговых центров, поскольку представляет собой улицу, образованную двумя линиями павильонов. Ближняя к шоссе линия абсолютно прямая, бутики, салоны и шоу-румы объединены в несколько блоков, между которыми устроены проходы-«переулки», соединяющие «улицу» и шоссе.

 

«РИО» на Академической. Центр был построен в тот момент, когда в районе практически отсутствовали продуктовые супермаркеты, кафе быстрого питания, магазины одежды и детских товаров для людей со средним достатком. Став первым объектом подобного класса, он и по сей день выдерживает конкуренцию даже с ТРК в центре столицы благодаря наличию большого количества магазинов, 5 концептуальных ресторанов, 15 операторов фуд-корта, шестизального мультиплекса «Синема Стар», детско-юношеского развлекательного центра «Галактика», интернет-клуба, детской игровой площадки и зоны отдыха. Двухуровневая стоянка на 1500 машино-мест. Ежедневная проходимость: 30-35 тысяч человек в будние дни, 40-50 тысяч в выходные и праздничные дни. Отдельного упоминания заслуживает эксклюзивный архитектурный проект ТРЦ «РИО» – выдержанное в благородных золотистых и серебристых тонах здание комплекса в плане напоминает океанский лайнер. Романтичную корабельную тему развивает искусственный водоем с живыми рыбами.

 

«ЕвроПарк» на Рублевке. Торговая галерея, семейно-развлекательный центр Crazy Park, многозальный кинотеатр «Формула Кино». Для удобства посещения инвалидами здание оборудовано специальными местами для парковки, лифтами для посещения кинотеатра и специальными кабинами в санузлах на 1-м и 2-м этаже комплекса. Наземная стоянка на 900 машино-мест и подземная – на 600 машино-мест. Арендная ставка от 18 240 до 91 197 руб. за кв. м в год.

 

2006

 

Название торгового центра

 

Общая площадь,

кв. м

Арендная площадь, кв. м

Обувные магазины

«МЕГА Белая Дача»

300 000

183 000

ALBA, ALDO, Camper, Carlo Pazolini, Carnaby, Clarks,

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments