Генеральный директор совместного предприятия Alibaba, Mail.ru Group, «Мегафона» и РФПИ — «Aliexpress Россия» — Дмитрий Сергеев дал большое интервью «Ведомостям» о развитии бизнеса в России. Мы выбрали главные тезисы из этого немаленького текста.

О состоянии российского рынка e-commerce

— И у «Aliexpress Россия», и у индустрии огромный потенциал. Мы видим на наших цифрах и на цифрах конкурентов, что в этом году все показатели, и прежде всего валовой оборот, растут на десятки процентов. И чуть ли не в 2 раза растет весь рынок.

— На российском рынке есть большой потенциал для консолидации. А мы можем делать что-то, чего не делает пока никто и что отличает нас от всех игроков рынка. И это ближе к тому, что делает MRG, потому что больше связано с потребителями, продавцами, их соединением, с управлением трафиком.

— На создание инфраструктуры для онлайн-торговли тратится очень много ресурсов. Безусловно, она очень важна. Но есть еще и много чисто продуктовых историй. Ведь мы – это не только инфраструктура и логистика, но и IT-продукт, важно, чтобы он работал идеально и для покупателя, и для продавца.

О задачах и показателях Aliexpress в России

— У нас есть несколько проектов.

Первый и основной проект – это AliExpress, лидирующая в России по аудитории, проникновению и обороту торговая онлайн-платформа, которая стала местом, где большинство россиян впервые что-то купили в интернете. Основа ее бизнеса – трансграничная торговля. Основные вызовы и то, чем мы сейчас занимаемся, связаны с сервисом – с ускорением доставки, возможностью возвратов и др.

Второй проект – локальный рынок и локальные продавцы, продающие российским покупателям, площадка Tmall.

Третья часть – социальная коммерция, совместные проекты с платформами, прежде всего с соцсетями Mail.ru. Когда об этом заходит речь, часто все говорят о привлечении покупателей, но на самом деле есть еще и вторая сторона – продавцы. Во «В контакте» сотни тысяч бизнесов, у которых есть паблики с товарами. Наша задача – дать возможность продавать наиболее удобным способом семейному, малому и среднему бизнесу.

— От общего оборота локальный бизнес [российские подразделения Aliexpress и Tmall] занимает 15%, эта доля растет в несколько раз в год.

— Трансграничная онлайн-торговля, конечно же, растет и будет расти. Ее доля в нашем бизнесе будет снижаться, так как внутрироссийские продажи растут быстрее. Но этот бизнес все равно всегда будет большим.

Об участии партнёров в капитале компании

— С «Мегафоном» есть несколько историй. Во-первых, магазин «Мегафона» на Tmall. Во-вторых, возможность взаимодействия с его розницей для выдачи заказов. В-третьих, возможность взаимодействия с розницей «Мегафона» в части организации там «магазина в магазине» или еще каких-либо выходов в офлайн.

— Сейчас с участием USM [основной акционер «Мегафона»] обсуждается платежное СП с AliPay, которое будет нашим основным финансовым партнером по приему платежей и по финансовым сервисам для покупателей.

— РФПИ – суверенный фонд и, в принципе, представляет интересы государства в любом проекте, где участвует. Мы взаимодействуем с РФПИ как исключительно бизнес-структуры.

— В моем понимании, изначально сложная акционерная конструкция была бы в принципе невозможна, если бы партнеры друг другу не доверяли. И, наверное, в том числе формирование этого доверия и заняло столько времени. Может быть, я такой человек, но мне кажется, что, заключая брак, говорить о разводе сразу после его заключения не очень правильно.

— У нас сейчас оптимальный состав акционеров. Есть и стратеги, и финансовые партнеры. Есть возможность всем акционерам дать синергии бизнесу. Не представляю, зачем бы сейчас понадобились какие-то еще партнеры.

— Одна из основных целей «AliExpress Россия» – максимальная локализация, в том числе платежей. СП с AliPay будет для нас основным финансовым партнером по приему платежей, предоставлению финансовых сервисов для наших покупателей типа рассрочек и т. п.

— Нельзя исключать [что компания станет публичной] с учетом инвестфонда в числе акционеров. Конкретных планов на сегодня нет. Сначала бизнес должен вырасти в несколько раз, после этого – может быть, через несколько лет.

О дополнительных площадках и предоплате

— Pandao изначально была прямым конкурентом AliExpress. Сейчас внутри СП нет смысла в такой конкуренции. Мы думаем, что делать с Pandao, какова будет ее роль в стратегии. Возможно, это интеграция и использование Pandao для тестов и экспериментов, как некой тестовой площадки.

— Планов выходить в другие ниши, медиапродукты нет. Мы сосредоточимся на товарах.

— Думаю, нам хватит того, что есть, – AliExpress и Tmall. Мы сосредоточимся на них, не размывая фокус и не уходя в другие сервисы.

— Россия перестает быть рынком оплаты наличными при доставке и становится больше предоплатным рынком, потому что люди верят, что в случае необходимости эти деньги им вернут.

Об ускорении доставки

— Надеюсь, в начале 2020 года мы сможем принципиально ускорить доставку. Это и консолидация посылок, это все, что мы делаем с «Почтой России» по переводу большей части посылок в регистрируемые отправления – они доставляются быстрее. Если мы говорим о покупках из Китая – более быстрый забор товаров у продавцов, более быстрая отправка на сортировку.

— Есть авиаперевозки и доставка морем, через Владивосток, как раз для нерегистрируемых отправлений. Это очень медленно, и наша цель – больше переводить в другие каналы.

— Мы очень много работаем с «Почтой России», это основной партнер. Есть разные проекты – и железнодорожный транспорт, и автотранспорт, и авиа. Цель – чтобы люди быстрее получали покупки, чтобы с нажатия кнопки «купить» они получали товар гарантированно в течение максимум двух недель.

Вторая часть улучшения сервиса – это запуск гарантированного возврата, чтобы покупки на AliExpress можно было гарантированно вернуть и с этим не было никаких проблем.

— Сейчас средний срок доставки с Aliexpress – от 15 до 40 дней. Цель – чтобы доставок дольше чем за 15 дней становилось меньше. Около 80% посылок идёт через «Почту России».

— Проблема утери посылок на самом деле есть. Это несколько процентов, не особо значимая цифра. Но мы стараемся эти проблемы решить, в том числе через перевод большей части в регистрируемые отправления и консолидацию посылок.

О доставке еды

— Важно помнить, что большая часть наших покупателей – в регионах. Все, что запускали в сфере доставки еды крупные игроки, сосредоточено в Москве. Подобные проекты можно сделать очень быстро и круто в Москве, максимум – в Петербурге.

— У Aliexpress появился логистический партнёр SuperMarket, пока в его ассортименте нескоропортящиеся товары. Мы пока называем такой формат работы «супермаркет»: с ним могут работать любые поставщики, производители и магазины, предлагая наиболее выгодные цены. Преимущество работы с таким форматом в широких возможностях логистики: у супермаркета собственный склад и доставка. В его ассортименте бакалея, консервированные товары, кондитерские изделия, расширенный ассортимент детского питания и корма для животных. Мы работаем над проектом, но широко анонсировать его не готовы, пока он не будет работать идеально.

Прочитать интервью целиком.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

avatar
  Подписаться  
Уведомлять о