Российские производители сигарет в 2008 году не почувствовали кризиса, получив хорошие прибыли. Однако в этом году аналитики предсказывают падение табачного рынка. И виной тому станут гастарбайтеры.
Рынок сигарет считается одним из самых стабильных. Так, 2008 год, когда уже было зафиксировано падение доходов населения, для табачных производителей был весьма успешным, в основном за счет роста премиального сегмента. Так, чистая прибыль Philip Morris Int., увеличилась на 45%. Причем одна из фабрик компании — "Филип Моррис Ижора", расположенная в Ленобласти, показала рост прибыли в 46%.
Чистая прибыль фабрики "Лиггетт–Дукат" (принадлежит другому крупнейшему игроку — Japan Tobacco Int) удвоилась. Падение чистой прибыли показали только фабрики British American Tobacco (BAT). Однако это связано с завершением в 2008 году инвестпроекта стоимостью $ 170 млн, основная часть из которых была инвестирована в "БАТ–СПб".
Российский рынок сигарет последние пять лет рос только в стоимостном выражении, а в объемах оставался неизменным — 400–415 млрд штук сигарет.
Однако по итогам 2009 года рынок впервые за пять лет может сократиться. По словам главы ИА "Русский табак" Максима Королева, его падение может составить 5% за счет оттока мигрантов–гастарбайтеров: уже ощутимо снизились продажи дешевых сигарет без фильтра. С таким прогнозом соглашаются и участники рынка. Они отмечают, что 5% — это очень много для них.
При этом табачники опасаются, что во втором полугодии еще больше людей будут переходить на дешевые бренды. Так, по оценке "Nielsen Россия", в первом полугодии 2009 года объем продаж снизился на 1,3% (в деньгах вырос на 18,7%). Аналитики отмечают, что наиболее уверенно себя ощущает JTI из–за сбалансированного портфеля брендов, в отличие от BAT и PMI.
По оценке "КОМКОНа", в июне 4,5% петербуржцев перешли на более дешевые сорта сигарет, а 12,1% стали покупать их в более дешевых магазинах.