Проблема любых зарубежных предпринимателей, которые пытаются выйти на наш рынок, не специфическая именно для греков, в том, что они не изучают российский рынок. Представления о том, как выглядит страна, как здесь строится бизнес, крайне топорны и поверхностны. Обычно у каждого такого предпринимателя существует в голове набор стандартных штампов: Путин, Ходорковский, коррупция, воровство… Даже если во многом те, кто так рассуждает о России, могут быть правы, не им судить о наших "национальных особенностях". Это все равно что представления девятиклассника о ядерной энергетике. Чтобы представлять бизнес-среду и то, как устроена Россия, надо здесь жить, работать, смотреть на все изнутри и пробовать делать своими руками.
Европейский бизнес, если мы говорим не о транснационалах, которых не так много и которые вопросами выхода наш рынок не озабочены, — это бизнес лавочников. Он в хорошем смысле деревенский. Это правильно в тех реалиях, но совершенно не применимо к России. Поэтому малые и средние компании, выходящие на этот рынок, напоминают бедного родственника, приехавшего к столичному дядюшке: растерянные, не понимающие правил игры, не привыкшие к темпу и ритму жизни. Это не плохо и не хорошо — это просто то, как все устроено. Замечательный огородник попадает в жернова огромного промышленного конвейера, который его перемелет.
Я веду бизнес в нескольких европейских странах, но у меня не было такого, что я вдруг поехал туда и решил, а не продавать ли "им" что-нибудь "наше". Я сам работал 3 месяца гастарбайтером в крупной сети, потом изучал то, чего хочет местный потребитель. И те пивные и магазины, которые у меня там работают, неотличимы от местных. Это не попытка влезть со своим уставом в чужой монастырь, не попытка формировать потребительское поведение, а соответствие моего бизнеса реальным ожиданиям и потребностям клиентов.
Производителям надо задать себе вопрос (не теоретически или опросив троих русских друзей): а нужны ли среднестатистическому россиянину мои греческие продукты? И где бы он хотел их купить? Если размышлять здраво, скорее всего, либо они вообще не интересны 90% населения, либо слишком дороги, либо шансы этих 10% купить их там, где они привыкли делать покупки, ничтожно малы. В магазинах премиум-класса все полки уже заняты, и встать туда производителю не по деньгам и не по управленческим возможностям. Не будем забывать, что таких сетевых точек от силы 3 десятка, да и те в Москве, Петербурге и дай бог еще в нескольких мегаполисах.
Я неоднократно говорил о том, почему невозможно какие-то фермерские или локальные продукты поставлять в сети, тем более на территории России. Дог и такса не спариваются не потому что кто-то из них плохой, а потому что габариты разные. Так же не может производитель домашнего сыра встать на полку компании с оборотом $ 10 млрд. — сравнимое должно работать со сравнимым.
С маленькой сетью, в которой 10-15 точек, теоретически греческий производитель мог бы работать, да только вот беда: у нас нет готовой инфраструктуры, и все создавать и со всем справляться ему придется самостоятельно. Готов ли он к этому? Готов ли он к тому, что в каждое из подразделений компании будут по 10-15 раз в год приходить с проверками, обысками, что любой наемный менеджер будет стараться его выдоить, если не вообще отжать компанию. Что управлять ничем дистанционно у него не получится, придется бегать самому на ковер к разнообразным дядям в погонах и красивых кабинетах. И для всех он будет отнюдь не инвестором и предпринимателем, развивающим бизнес в стране, а зажравшимся буржуем, в карман к которому надо залезть.