Уже больше полугода российский бизнес вынужденно перестраивает процессы и переходит на отечественные продукты — это касается в том числе IT-инфраструктуры. Мы решили разобраться, что предпринимают ведущие российские торговые сети для замещения ушедших с рынка зарубежных IT-решений. Рассказываем о решениях ключевых компаний из сегмента фудтеха и ресторанов.
Фудтех — с одной стороны, отрасль, напрямую завязанная на IT, с другой стороны, она исторически имеет высокий процент отечественных решений. Кроме того, существенная часть рынка российского фудтеха — в первую очередь, доставки — находится под контролем госмонополий или крупнейших IT-компаний, и сервисы логично используют максимум внутренних разработок и собственной инфраструктуры материнских корпораций. Поэтому фудтех в России оказался во многом защищён от критических проблем из-за ухода зарубежных IT-компаний — хотя без сложностей не обошлось.
Рестораны, в свою очередь, были и остаются гораздо меньше завязаны на IT — поэтому тоже отделались сравнительно легко. Основной проблемой в эти полгода, по словам рестораторов, стал уход с рынка украинского сервиса Poster, который использовали для внутреннего учёта и управления около 10 тысяч заведений в России.
Доставка еды
Крупные игроки в сегменте доставки готовой еды в целом не столкнулись с глобальными проблемами из-за ухода зарубежных сервисов — но получили ряд локальных сложностей. Например, из-за отключения Google Pay и Apple Pay сервисам доставки пришлось срочно искать альтернативы среди российских платёжных систем.
Так, спустя месяц после начала СВО «Яндекс» подключил в своих деливери-сервисах возможность оплаты через Систему быстрых платежей. «Вкусвилл», в свою очередь, в начале июня объявил о начале приёма оплаты через СБП с помощью QR-кода — в том числе во всех магазинах, а в июле подключил решение Yandex Pay Checkout для быстрой оплаты заказов в своём сервисе доставки по всей России. Впрочем, к моменту возникновения сложностей многие игроки уже использовали российские платёжные системы — например, Delivery Club подключил не самую популярную систему SberPay ещё в октябре 2021-го.
При этом перестройка условий привела к сокращению числа новых фудтех-стартапов, утверждают участники рынка. По словам СЕО краснодарской компании Qummy, которая занимается роботизацией приготовления еды, Евгения Писарева, создавать технологии в России стало менее выгодно, так как «рынок для российских инноваций пока стал меньше, а также стало меньше шансов на создание „единорога“ из России». Также в число негативных факторов, влияющих на российские стартапы в области фудтеха, Писарев включил сокращение рынка венчурного капитала и падение покупательской способности, которое влечёт за собой сокращение спроса на технологические продукты.
Ещё одной проблемой стали масштабные утечки данных: с весны они затронули крупнейших игроков — «Яндекс Еду», Delivery Club; также о проблемах с безопасностью персональных данных пользователей сообщали представители компаний из e-commerce — СДЭК, Ozon, Wildberries и других. В «Яндексе» проблему попытались решить повышенными выплатами за поиск уязвимостей — но глобальным поиском решения, кажется, никто из фудтех-компаний заниматься так и не стал.
E-grocery
Для крупных игроков растущего рынка e-grocery — в первую очередь для классических ритейлеров — направление доставки продуктов стало возможностью наглядно продемонстрировать ход импортозамещения в IT. Так, «Магнит» в июле объявил, что деливери-сервис ритейлера полностью перешёл на отечественную платформу собственной разработки.
«Теперь все функции, которые ранее осуществлялись на сторонней платформе, полностью реализуются внутри розничной сети. <…> Стороннюю платформу мы использовали, чтобы быстро запустить услугу онлайн-доставки для своих покупателей и с самого начала рассматривали ее как временное решение. Сейчас мы можем эффективнее управлять скоростью выполнения заказов, регулярно внедрять новые пользовательские опции: маркетинговые обновления, улучшенный функционал в приложении и многое другое», — так в компании описали смысл произошедших изменений. По собственным данным «Магнита», переход на собственную платформу более чем на 20% снизил стоимость привлечения и удержания пользователей.
В свою очередь, «Вкусвилл» сохраняет бесплатную доставку благодаря разработанному внутри компании решению, которое заметно удешевляет и упрощает логистику.
«Мы создали технологию, которая объединяет ассортимент нескольких магазинов. По мере набора корзины покупателя система определяет, из какого магазина оптимальнее отгрузить заказ в том составе, который нужен покупателю. Данная технология позволяет дать покупателю весь ассортимент ВкусВилла, но она создает и проблему: как настроить логистику “последней мили”. Тогда мы приняли решение подключать курьеров к нескольким точкам отгрузки, то есть курьер может забирать заказы из нескольких магазинов: он видит, где они есть, и сам принимает решение, по какому пути ему передвигаться», — объяснял принципы работы технологии в интервью агентству Data Insight управляющий доставкой «Вкусвилла» Андрей Накупбаев. Такой подход вкупе с высокой плотностью дарксторов привёл к тому, что ритейлер всё ещё может сохранять доставку бесплатной для клиентов.
Также о переводе различных опций доставки на собственные технологии периодически отчитывается «Лента». Так, за полгода ритейлер рассказал о запуске сервиса безналичных чаевых для сотрудников службы доставки, технологии параллельной сборки онлайн-заказов, а также о старте тестирования весов, распознающих продукт по внешнему виду — все эти опции разработаны внутри компании.
Ресторанная отрасль
Самая громкая проблема, связанная с зарубежным софтом в ресторанном бизнесе — уход с рынка украинского решения Poster. которым пользовались около 10 тысяч заведений в России. Poster целиком автоматизировал ресторан: это полноценная учётная система с приложением для работников зала и административной панелью для менеджеров и собственников бизнеса, с её помощью вели учёт продаж, подсчитывали зарплаты и принимали управленческие решения.
Место Poster сразу попытались занять отечественные разработки — от многолетних лидеров iiko и R-keeper до десятков стартапов, предлагающих продукты разной степени проработанности, функциональности и стоимости. В итоге на рынке случилась некоторая неразбериха, с которой, впрочем, рестораторы быстро справились. Куда более критичной для не самой технологичной отрасли оказалась проблема импорта продуктов и зарубежного оборудования для производства еды — на её фоне сложности с программным обеспечением если не отошли на второй план, то как минимум не оказались критичными.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.