Осенью в Москве начнёт работать крупнейший киргизский ретейлер "Фрунзе". Он обещает привезти в Россию органические продукты примерно вдвое дешевле, чем привыкли москвичи. Лайф разбирался, пустят ли киргизов на российский рынок конкуренты.
Консультантом "Фрунзе" по вопросам выхода на российский рынок является Евразийский деловой союз. Как рассказал Лайфу директор организации Андрей Малосолов, осваивать наш рынок киргизская компания начнёт с опта — на конец сентября запланировано открытие павильона в агрокластере "ФудСити" (входит в группу компаний ООО "Киевская площадь", председателем совета директоров которой является Год Нисанов).
Официальный представитель крупнейшего в России торгово-розничного продовольственного центра подтвердил Лайфу информацию о скором приходе на рынок столицы киргизской торговой сети.
— Да, "Фрунзе" действительно приходит в Россию и начнёт работать на площадке "ФудСити", — рассказали Лайфу в пресс-службе агрокластера. — Случится это осенью. Более подробный комментарий я пока дать не могу.
"Детям многоразовые подгузники, бабе — дисконт"
А вот торговать в розницу "Фрунзе" начнёт ещё нескоро. Как нам заявила представитель Евразийского делового союза в Киргизии Ленара Нязибекова, открытие сети магазинов в Москве в планах есть, но не раньше следующего года.
Ленара Нязибекова, представитель Евразийского делового союза в Киргизии: "У нас достаточно амбициозные планы по завоеванию рынка органических продуктов. Киргизия славится ими, ещё в советское время мы обеспечивали Москву и Ленинград мясом и сливочным маслом. Также будем возить овощи, фрукты, сухофрукты, мёд. Основное конкурентное преимущество – это цена. Мы смотрели: в Москве органические соки прямого отжима стоят от 600 рублей за литр, мы же можем поставлять их по 300. Черносливы стоят от 600 до 1200 рублей за кило, при себестоимости в 200—250 рублей. Их мы также сможем продавать дешевле".
По её словам, для производства овощей и фруктов, закупаемых на экспорт в Россию, не используются нитраты и неорганические удобрения, а консервы производят ещё по советским ГОСТам.
Малосолов добавляет, что киргизский ретейлер также привезёт в Россию бакалею, кондитерские изделия, алкогольные напитки, бытовую химию и другие непродовольственные товары.
В числе последних — подгузники киргизской компании "Пейванд". Она производит памперсы дешёвого ценового сегмента под маркой Tay-Tay Baby. В их линейке, кстати, есть и новый для российского рынка товар — многоразовые подгузники.
С кем будут тягаться?
По словам Малосолова, "Фрунзе" сможет ввозить в Россию товары примерно на $110—150 млн в год (порядка 7—10 млрд рублей). Это сравнимо с оборотом сети супермаркетов "Бахетле" (8 млрд рублей в год), специализирующихся на татарской национальной кулинарии.
Сейчас же весь киргизский экспорт в Россию составляет только порядка $70—110 млн ежегодно (по данным ФТС за 2013—2015 годы). Связаться с руководством "Фрунзе" Лайфу пока не удалось.
Президент национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков полагает, что киргизский "Фрунзе" не сможет занять заметное положение на российском рынке и составить ощутимую конкуренцию ведущим местным ретейлерам — в первую очередь, таким гигантам, как "Магнит" или X5 Retail Group ("Пятёрочка", "Перекрёсток", "Карусель"), торгующим в среднем и низком ценовом сегментах.
— Оборот российского продуктового ретейла — это триллионы рублей, и несколько миллиардов мы даже не почувствуем, это как комариный укус. Что же касается планов поставлять дешёвую органику, воплотить их вряд ли получится: транспортные расходы "съедят" ощутимую часть разницы в цене. Кроме того, планы открыть розничную сеть потребуют вложений, что также не может не отразиться на ценах, — рассуждает Зуйков.
Гендиректор аналитического агентства "Сегмент" Денис Никитас сомневается, что "Фрунзе" сможет конкурировать и с "Азбукой вкуса", делающей ставку на качество продуктов.
— Аудитория органических продуктов гораздо больше "ведётся" на бренд, нежели на цену. А дешевизна её как раз настораживает: потребитель считает, что производитель дешёвого товара на чём-то сэкономил и продукт у него хуже. Памперсы тоже вряд ли смогут стать товаром-локомотивом, за которым потребитель пойдёт именно к ним, — поясняет Никитас.
Он также предположил, что заходить на российский рынок киргизам было бы логичнее из Сибири, а не из Москвы: "суровые" регионы и территориально ближе к Киргизии, и конкуренция в них ниже.