Основной владелец Альфа-групп Михаил Фридман, чье состояние Forbes недавно оценил в $15,1 млрд, поделился с участниками Гайдаровского форума своим видением ближайшего будущего ряда отраслей экономики в свете развития новых технологий.
Фридман для примера рассказал о маркетинговой технологии розничной сети Tesco, которую хочет взять на вооружение подконтрольный "Альфе" ритейлер X5 Retail Group.
"Tesco совершила прорыв в области сегментирования своей клиентской базы, разделив ее на 250 тыс. сегментов по полу, возрасту, предпочтениям, характеру покупок и т.д. Сегодня покупатель Tesco, проезжая на машине мимо магазина, получает sms, в котором перечислены те товары, которые он обычно покупает, и какие на них предлагаются в этом магазине скидки", — сказал М.Фридман.
"Такая форма адресного маркетинга и продвижения услуг — она работает. Мы, местные ритейлеры — компания Х5, к которой я имею некоторое отношение, тоже стараемся между нашими сотовыми операторами и ритейлерами найти общую технологию. Пока база данных, которой мы обладаем, несопоставима с той, которая есть у Tesco — они занимаются этим двадцать лет. Но будем надеяться, что мы тоже это запустим в течение года, скажем так", — заявил владелец "Альфы".
X5 будет использовать и RFID-технологии, которые уже применяет Tesco.
"Самая затратная по времени фаза пребывания покупателя в магазине — расчет на кассе — будет проходить фактически мгновенно, потому что каждый товар будет промаркирован нано-меткой, и при прохождении тележки мимо считывающего устройства автоматически будет определяться цена", — рассказал М.Фридман.
Серьезные технологические изменения ждут и консервативный сектор финансовых услуг, предупреждает владелец "Альфы".
"Мы считаем, что до 2014 г. банки свою функцию платежных агентов фактически потеряют. Все транзакции, которые люди будут делать, они будут делать в онлайне, преимущественно через small-screen (смартфоны и т.д.). Банки как традиционный способ перевода денег свою функцию будут очень сильно терять", — сказал М.Фридман, и напомнил, что Альфа-банк и "Вымпелком" в пилотном режиме запустили сервис виртуальных карт (позволяет использовать средства на балансе мобильного телефона для оплаты покупок в Интернете и снятия наличных в банкоматах). В японских супермаркетах уже сейчас значительная часть покупок оплачивается при помощи мобильного телефона, отметил он.
Еще одно перспективное направление — небанковское кредитование при помощи телефонов. "Очень будет быстро происходить развитие кредитования от физлица к физлицу, когда люди будут кредитовать друг друга через свои счета на телефонах", — полагает предприниматель.
Мобильные устройства продолжат вытеснять традиционные компьютеры в качестве платформы для выхода в Интернет — и в 2013 г. их опередят, считает М.Фридман. "Это кардинально изменит многие функции и многие бизнесы. Мы считаем, что это абсолютно неизбежно", — сказал он.