Важным фактором, оказывающим влияние на работу логистических операторов, стало падение потребительского спроса. Снижение продаж заставляет компании искать возможности сокращения затрат, в том числе на логистические услуги. На уровне транспортной составляющей уменьшить издержки можно разными способами. Во-первых, снизить тариф при сохранении качества перевозки. Во-вторых, оптимизировать доставку. Например, в определенных случаях выгоднее использовать для перевозки товаров не три мелкотоннажных автомобиля, а одну машину с грузами разных отправителей и с несколькими точками выгрузки.
Наиболее популярный сейчас вариант сокращения расходов – сборная доставка грузов. Спрос на эту услугу сформировал ритейл. Сети не заинтересованы заказывать товар крупными партиями, так как площади их региональных магазинов или складов ограничены. А сборная доставка позволяет отгружать независимо от размера всей партии необходимое количество паллет. Согласитесь, выгодно не покупать фуру какого-то продукта и потом месяц его распродавать, а работать с небольшими партиями товаров в зависимости от их типа и спроса на них: купить, сразу продать, заказать следующую. Деньги в работе, оборот увеличивается, капитал растет.
Спрос на доставку сборных грузов подогревает и активная экспансия сетей в регионы, благодаря чему расширяется география поставок: появляется потребность доставки небольших партий товаров в самые отдаленные уголки России – в Сибирь и на Дальний Восток. Более того, отсутствие границ в рамках Таможенного союза открыло сетевой рознице (транснациональной и российской) возможность увеличивать присутствие в Казахстане и Белоруссии. В итоге мы наблюдаем растущий спрос на сборные доставки и в эти государства. Потенциал данного направления очень высок, но для его развития необходимо открытие кросс-докинговых платформ, которых сейчас в Белоруссии и Казахстане ощутимо не хватает. Кстати, одним их свежих трендов рынка является повышение интереса к сборной доставке со стороны дистрибьюторов.
Стоит упомянуть еще одну нишу рынка, где конкуренция пока не столь высока, – транспортировку товаров категории "фреш". Речь идет о сборных доставках в сети продуктов питания молочной и мясной продукции при температурном режиме +2…+6°C, а также овощей и фруктов при температурном режиме +15°C. Мало кто из крупных логистических операторов сейчас предлагает перевозку "скоропорта", так как количество складов с терморежимами ограничено, а их наличие – обязательное условие развития данного сегмента.
Наконец, важно отметить, что сохраняется тенденция роста требовательности клиентов к качеству оказываемых услуг. Доставка "точно в срок" становится уже не преимуществом компании, но обязательным условием работы. Все больше клиентов нуждаются в оперативном возврате товаросопроводительных документов от грузополучателей и/или предоставлении сканированных копий и хотят отслеживать статус доставки в онлайн-режиме.