На фоне ужесточения конкуренции и насыщения рынков развитие сегмента свежих и скоропортящихся продуктов и производство СТМ сегодня для ритейлеров должны выйти на первый план.
Работа в этих направлениях позволит влиять на лояльность потребителя, сохраняя при этом операционную эффективность, считает Иван Федяков, генеральный директор ИА INFOLine.
Как отметил эксперт в рамках своего выступления на бизнес-форуме Fresh Food Russia, сейчас наблюдается рост кредитования и активные траты населения на приобретение товаров, что положительно сказывается на развитиии рынка розничной торговли.
Так, по данным INFOLine, прирост розничной торговли с начала 2011 г. составил 6,2%. Положительная динамика наблюдается в текущем году в том числе и в сегменте Non-Food, подвергшемся наибольшему сокращению в период кризиса. Кроме того, за последние два года почти на 60% увеличился объем вкладов населения, превысив 10 трлн руб. – сумму, сопоставимую с годовым оборотом розничной торговли.
С середины 2010 г. активно заработало потребительское кредитование – за последние полтора года выдано чуть менее 1 трлн руб., что во многом позволило поддержать и динамику сегмента Non-Food, добавил эксперт.
При этом динамика доходов населения не столь оптимистична: во втором квартале была зафиксирована отрицательная отметка этого показателя, что, по словам Ивана Федякова, негативно сказывается на настроениях и ожиданиях потребителей.
По данным INFOLine Retailer Russia TOP-100, подготовленным ИА INFOLine и журналом Retailer Magazine, совокупный оборот розницы в 2010 г. Составил более 2,5 трлн руб.
«С одной стороны, они продемонстрировали рост выручки сетей. При этом, однако, в абсолютных величинах в рублях прирост выручки с кв.м. торговых площадей компаний, вошедших в рейтинг INFOLine Retailer Russia TOP-100, в 2010 г. составил всего 6,3%, что даже не покрывает инфляции, — приводятся в официальном сообщении ИА INFOLine слова Ивана Федякова. — Таким образом, показатель прироста выручки в 21% был достигнут благодаря экстенсивному развитию сетей — открытию новых магазинов, а не за счет увеличение эффективности».
Более того, несмотря на ряд положительных моментов в текущем развитии отрасли, показатели LFL у многих даже крупнейших сетей уже сегодня далеки от идеала. По словам эксперта, на фоне насыщения рынка и ужесточения конкуренции в отрасли, в ближайшие годы сетям не стоит рассчитывать лишь на экстенсивное развитие. Уже сейчас открытие новых магазинов зачастую влечет за собой каннибализм оборота, а прирост РТО, по самым оптимистичным прогнозам, в ближайший год составит 5-6%.
По мнению Ивана Федякова, конкуренция должна заставить сети задуматься о повышении эффективности. В этой связи именно работа с Fresh и производство СТМ должны уже сегодня выйти для ритейлеров на первый план, имея огромный потенциал обеспечения потребительской лояльности без ущерба для операционной эффективности сети.