Свобода в управлении бизнесом — залог успеха для франчайзи, имеющего на старте 1 млн руб. Крупнейший партнер итальянской сети ювелирных изделий Nomination Аркадий Астрахан перечисляет пять принципов, о которых нужно помнить начинающим франчайзи.
"Покупая франшизу итальянской сети ювелирных изделий Nomination, я даже не держал свой будущий товар в руках",— признается соучредитель компании "ПиАр" Аркадий Астрахан. Франчайзинговым бизнесом предприниматель занялся случайно: закрыв фирму по дистрибуции печатной продукции, он решил поработать под крылом раскрученной марки. На имевшийся 1 млн руб. предприниматель купил франшизу Nomination, которая торгует дорогими аксессуарами из стали и золота. Казалось, бизнес был обречен на провал — по словам Аркадия, моды на дорогие аксессуары из стали в России еще не было, женщины предпочитали покупать ювелирные украшения или дешевую бижутерию. Не самым удачным местом для открытия первого магазина был и город Иркутск, проигрывающий Москве и Санкт-Петербургу по уровню доходов населения. Однако за пять лет Аркадию удалось построить сеть из шести магазинов и стать крупнейшим российским франчайзи Nomination с годовой выручкой 50 млн руб. Аркадий Астрахан дал пять советов читателям СФ, планирующим открыть бизнес про франшизе.
1. Убедитесь в том, что владелец франшизы передаст в ваше распоряжение уникальные технологии бизнеса.
Обычно франчайзеры раскрывают свои технологии при подписании партнерского договора, когда отказываться от покупки франшизы уже поздно. Часто обещанное ноу-хау может оказаться мыльным пузырем. Проверить, есть ли технология у владельца брэнда, на этапе выбора франшизы очень просто. Ответьте себе на вопрос: "Могу ли я сам создать похожий бизнес?" Если ответ утвердительный, то даже не думайте покупать ее. Какой смысл открывать по франшизе магазин испанских деликатесов, если можно сделать это самому, заключив контракты с десятком дистрибуторов?
2. Выбирайте "облегченную" франшизу.
Формат "легкой" франшизы избавит вас от тотального контроля франчайзера и лишней траты денег. Заключая "облегченный" франчайзинговый контракт, вы платите только паушальный взнос и работаете по договору поставки с эксклюзивом на территорию. В отличие от сотрудничества по "жесткой" франшизе вам не понадобится отчислять ежемесячно роялти и неукоснительно соблюдать стандарты сети. Например, у вас перестала светиться вывеска над магазином, а электрик торгового центра ушел в запой, и ее некому починить. Несветящаяся вывеска — это уже нарушение стандартов работы сети. Но доказать свою невиновность вы не сможете и заплатите штраф из собственной прибыли — в среднем от 5 тыс. до 20 тыс. евро за одно нарушение.
3. Не экономьте деньги на выборе выгодного места для магазина.
В прошлом году я открыл свой первый магазин в Красноярске, откуда ушел предыдущий франчайзи Nomination. Он работал на окраине города в старом торговом центре площадью 20 тыс. кв. м. Я предположил, что бизнес предшественника разорился из-за неудачного местоположения магазина. Чтобы не повторять его ошибок, я арендовал "островной павильон" в самом дорогом ТРК, по цене, сопоставимой с московской,— 14 тыс. руб. за квадратный метр в месяц. Продажи с самого открытия оказались вдвое выше, чем в других моих магазинах. Точка окупилась за восемь месяцев при расчетных сроках возврата инвестиций 10-12 месяцев.
4. Будьте самостоятельны в вопросах управления бизнесом.
Владелец франшизы может вам дать совет, как выложить товар или правильно общаться с клиентами. Но вы лучше его знаете самые раскрученные места в своем городе и психологию местных покупателей. Поэтому продвижением бизнеса полезнее заниматься самостоятельно. Если ваша франшиза малоизвестна, то в первый год работы придется тратить на маркетинг 10% выручки, спустя два-три года — 2%. Вместо обычных промоакций с раздачей листовок используйте нестандартные ходы. Недавно мы провели совместную акцию с двумя клубами Красноярска. На браслеты, которые выдаются всем посетителям клубов, вместо символики этих заведений мы нанесли логотип нашей марки и краткую информацию о проводимой акции. Ее результатом я был доволен: из 600 клиентов клубов 30 стали моими покупателями.
5. Предлагайте владельцу франшизы свои идеи.
Даже работая под франшизой, вы можете придумывать собственные ноу-хау. Как-то мы записали удачный рекламный ролик на радио, который попал в головной офис франчайзера через федерального дистрибутора. Итальянцам ролик понравился, и они с нашего разрешения предложили использовать его остальным франчайзинговым партнерам в России.