Совладелец петербургского холдинга "Адамант" Михаил Баженов рассказал, почему русские не могут делать большой бизнес за границей, зачем нужно учить китайский язык и раскрыл свою формулу успешного бизнеса.
Михаил, в этом году холдингу "Адамант" исполнится 19 лет. Не многие российские частные бизнесы могут похвастаться таким долголетием. Чувствуете себя патриархом?
Михаил Баженов: В России год бизнеса идет за 3. Так что 19 лет с мультипликатором… пожалуй, да, получается солидный возраст бизнеса. Зато сразу понятно, насколько крепко компания стоит на ногах.
И насколько крепко?
Михаил Баженов: Ну, ног у "Адаманта" много. Такая структура, конечно, головная боль: каждое направление забирает время, нервы и целые куски жизни. С другой стороны, различные ручейки дают в совокупности синергичную стабильность.
И сколько сейчас бизнесов у "Адаманта"?
Михаил Баженов: Более 80 бизнесов. Не все они известны рынку, поскольку у нас закрытое акционерное общество. Но могу сказать, что за время кризиса структура бизнесов не сильно изменилась. Крупные сделки были публичны.
Вы в кризис структурировали бизнес?
Михаил Баженов: Да, ушли в политику укрупнения базовых направлений: выделили для себя пять-семь сновных тем, на которых сосредоточились. Это Российская стекольная компания, "Адамант — Строй", ТРК, сеть ресторанов… Многие бизнесы приходилось вести в режиме полуручного управления.
И каков результат такой стратегии?
Михаил Баженов: Холдинг значительно лучше пережил кризис, чем мы ожидали. Компания стабильна. С 2010 года ТРК демонстрируют рост прибыли на 15%, а заводы — на 10-15?%. Прогноз по совокупности бизнесов на этот год — рост cash-flow на 15-20%. Это, конечно, не те объемы, которые были до кризиса. Но общий тренд — осторожный оптимизм.
В какую сумму сейчас оцениваете компанию?
Михаил Баженов: Думаю, все бизнесы, входящие в холдинг "Адамант", стоят более $2 млрд. Хотя, честно оговорюсь, мы никогда всю совокупность бизнеса не оценивали. Мы же не собираемся на IPO. Кроме того, оценка все равно будет приблизительна. Любой бизнес стоит ровно столько, за сколько его покупают. А цена может меняться в зависимости от времени и ситуации.
Наращивать капитализацию не планируете?
Михаил Баженов: У "Адаманта" есть жесткая программа совокупного развития на 5 лет. Разработана она давно (мы даже назвали ее мертвой пятилеткой). Но полгода назад мы ее реанимировали и приняли четкий график реализации. По этой программе мы построим еще 500 тыс. кв.м ТРК, офисов и гостиниц, а также значительно расширим сеть стекольно-перерабатывающих заводов. Цена программы — более $500 млн.
Структура акционеров холдинга за кризис не изменилась?
Михаил Баженов: Основные "три кита" остались — Игорь Лейтис, Евгений Гуревич и я. У "Адаманта" много юридических лиц. Но мы не во всех бизнесах вместе, хотя пересекаемся в 90-95% случаев. При этом у каждого есть свои любимые личные темы. И каждый из нас может сказать: "Спасибо, у меня все есть. Я в этом бизнесе участвовать не хочу".
Можно подробней о вашем личном бизнесе?
Михаил Баженов: Я занимаюсь производством и продажей обуви. Недавно приобрел обувную фабрику в китайском городе Гуанчжоу. Покупка стен, ремонт и оборудование обошлись в $4 млн. Сейчас на фабрике работает 220 человек под руководством 10 российских менеджеров. Она производит до 400 тыс. пар обуви в год по лекалам итальянских и российских дизайнеров. Бизнес в основном рассчитан на оптовых заказчиков с территории бывшего СССР.
У китайских товаров не очень хорошая репутация…
Михаил Баженов: Да, китайцы не до конца понимают, что отношение к качеству в мире изменилось. Но мы-то понимаем. Поэтому качество — наш базовый тренд.
В Петербург обувь своего завода поставляете?
Михаил Баженов: Да. Недавно запустили сеть обувных магазинов для среднего класса под маркой Mosso. Около 20?% продукции фабрики поставляется туда. В составе сети уже восемь магазинов средней площадью 120 кв.м в основных торгово-развлекательных комплексах "Адаманта". В проект уже вложен $1 млн. Оборот по итогам года составит $5 млн. В течение года планируем удвоить количество торговых точек. Хотя в городе явный дефицит помещений подходящего формата.
У вас как у арендаторов нет преференций в комплексах "Адаманта"?
Михаил Баженов: Да что вы! У нас нет политики протежирования совладельцев. Не могу попасть в наши ТРК — все места заняты. Стою, как все, в листе ожидания. Могу занять площадь, если кто-то уходит.
Еще одно ваше детище — неделя высокой моды Aurora Fashion Week, в этом году она состоялась в третий раз. Это бизнес или отдушина?
Михаил Баженов: И то, и другое. У нас работает команда профессионалов — Aurora Fashion Team, которая делает в городе 8?-?10 проектов в год: от недели модного кино до виртуальной недели моды. Aurora Fashion Week — лишь одно из таких событий. Оно дает представление о государственно-частном партнерстве. Инициирован проект городскими властями, вице-губернатор Алла Манилова — глава попечительского совета. Финансирование осуществляется мною, Евгением Гуревичем и нашими стратегическими партнерами. Но это не благотворительность, а бизнес, со своими социальными задачами и сроками окупаемости.
И каковы эти задачи?
Михаил Баженов: Во-первых, мы хотим привлечь внимание к Петербургу. Разве плохо, если появятся еще несколько красивых событий, которые добавят красок в жизнь города? Во-вторых, наш проект — это своеобразный призыв к молодежи оставаться на светлой стороне жизни: без наркотиков, без загулов. Хотим показать возможности для жизни в гармонии и красоте. Причем для этого не надо быть богатым. Надо просто иметь желание.
Но у вас, насколько я знаю, есть интересные идеи и для элиты…
Михаил Баженов: Да. Но к моде они отношения не имеют. Есть мысль открыть клуб для деловых людей и политической элиты в Москве. В мире уже создана сеть таких клубов. И членство там даст возможность русским бизнесменам бывать во всех странах мира, где он работает, — устанавливать контакты. Одну из точек по франшизе планируем создать в Москве в ближайшее время. Это реалистичная вещь, которая скоро будет широко анонсирована.
А как отдыхаете?
Михаил Баженов: Я театрал. Пою иногда в караоке. Много путешествую…
Есть ли у вас бизнесы в других странах, кроме России и Китая?
Михаил Баженов: Есть один забавный, но успешный бизнес в Японии. Правда не личный, а "на троих" — с Игорем Лейтисом и Евгением Гуревичем. Мы приобрели линию элитной косметики под маркой Forlled. Купили одноименную компанию, которая обладала патентами на формулы косметических препаратов 100 наименований, отделом по разработке новых видов продукции и дистрибьюторской сетью. Производство расположено на партнерском заводе в Осаке.
Будете развивать этот бизнес?
Михаил Баженов: Планы амбициозные. Сейчас дилерская сеть включает 18 стран. За 2 года мы планируем расширить ее до 60.
Инвестиции озвучите?
Михаил Баженов: С учетом покупки бизнеса, разработки новых продуктов на базе нанотехнологий и построения сети продаж через sра-салоны и медицинские центры инвестиции составят $ 30 млн. В течение 2 лет.
Трагедия в Японии на бизнесе как-нибудь отразилась?
Михаил Баженов: К счастью, никак. Осака от Фукусимы находится на большем расстоянии, чем Петербург от Чернобыля. Производство работает. За качеством продукции следят несколько лабораторий.
А чем вы занимаетесь в США?
Михаил Баженов: Я там курирую две компании, которые помогают оперативному бизнесу "Адаманта". Ничего существенного. В Америке русский человек может сделать бизнес, зарабатывающий на жизнь, не более того. Там можно купить бизнес по рыночной цене. Его доходная часть будет просчитана на 20 лет вперед. Размещаешь таким образом свои деньги, как в банке, до 5% годовых. Но сделать что-то новое с драйвом и рисками, как в России, крайне сложно. Надо для этого быть американцем.
Вы космополит?
Михаил Баженов: Я — русский бизнесмен и человек. И по национальности, и по ощущениям. Хотя у меня и американское гражданство, в Америке я оказался случайно. Просто живу на две страны.
Как ситуация в российской экономике выглядит со стороны?
Михаил Баженов: Другие страны нами интересуются очень мало. Запад и Восток замкнуты на себе. И во многих вопросах нам до них далеко. Взять тот же Китай. Люди там живут в сложных условиях, но при этом умеют работать и прут как танки.
Пора учить китайский язык?
Михаил Баженов: Молодежи — однозначно да. Китай — огромный рынок. Но там сейчас происходит то, что было у нас лет десять назад: на начальной стадии бизнеса иностранцам рады, но потом… китайцы сами с усами.
Как вам видится дальнейшее развитие российского бизнеса?
Михаил Баженов: Читаю везде, что бизнес собирает вещи и уезжает, что капиталы из России выводятся. Прогнозы сплошь негативные: все плохо, караул, конец. Слушайте, мы пережили разные этапы экономики, и все они сопровождались одинаковыми стенаниями. Но при этом холдинг "Адамант" и множество других компаний росли и превратились в больших игроков федерального значения. Поэтому так скажу: давайте будем умирать, когда умирается, а не до того как. В стране еще много будет непростых политических и экономических решений. Но зато здесь есть драйв, игра мысли, блеск в глазах. Бизнес будет развиваться. Другого пути нет. А негатив — он от моральной усталости.
Раскроете свою формулу успешного бизнеса?
Михаил Баженов: Записывайте: 25?% — знание дипломатии общения, еще 25?% — академические знания экономики, остальное — удача. Без нее в нашем деле никуда.
Справка:
Биография Михаила Баженова: родился в г. Запорожье (Украина) в семье инженеров. Окончил Гуманитарный университет профсоюзов и Финансово-экономический институт по специальности "управление и финансы".В 1993 году эмигрировал в США, получил гражданство, но большую часть времени проводит в России.
Холдинг "Адамант" основан в 1992 году Игорем Лейтисом, Евгением Гуревичем и Михаилом Баженовым. В составе холдинга более 50 предприятий и подразделений (8000 рабочих мест). Основное направление деятельности — эксплуатация 23 торгово-развлекательных комплексов (ТРК) общей площадью более 800 тыс. кв.м в Петербурге, на стадии строительства еще восемь проектов (500 тыс. кв.м).