Вектор развития торговой недвижимости сместится в регионы, в города с населением менее 1 млн. человек. Такой прогноз сделали аналитики INFOLine. По мнению специалистов, это связано с первичным насыщением рынка торговых площадей: для большинства крупных городов России – соответствует показателю 500 кв. м на 1000 жителей. Достижение данного порога свидетельствует об ужесточении конкуренции и об увеличении рисков, недостаточных для эффективной работы с потребительскими потоками.
«Тенденция смещения развития торговой недвижимости в регионы наблюдалась в России в 2007-2008 гг., а в 2009 году не реализовалась из-за значительного сокращения финансовых и операционных ресурсов для реализации девелоперских проектов, — утверждают в компании. — В 2009 г. на рынке также наблюдалась тенденция усиления дифференциации между торговыми комплексами: наиболее эффективные объекты сохранили близкий к 100%-ному уровень заполняемости, не снижая арендные ставки, в то время как менее привлекательные или вновь открывающиеся центры сталкивались с невозможностью привлечь арендаторов и высокой долей вакантных площадей.
По мнению специалистов INFOLine, в ближайшие 5 лет рост сетей еще будет возможен за счет открытия на новых региональных рынках – в городах с населением менее 1 млн человек. Дальнейшее же развитие будет сопряжено со значительно большими затратами на покупку уже работающих объектов или на жесткую конкурентную борьбу. «Основная задача ритейлеров – не ошибиться со временем выхода, чтобы опередить конкурентов и не столкнуться с проблемой обеспечения безубыточности операционной деятельности, что требует от менеджмента компаний глубокого анализа ситуации в регионе в целом и на рынке торговой недвижимости конкретного города», — считает генеральный директор INFOLine Иван Федяков. Как отмечает эксперт, не менее важно выбрать верное направление и концепцию развития: «Федеральные сети, как правило, приходят в регионы со стандартной матрицей, а региональная специфика не позволяет им эффективно развиваться. Для достижения успеха необходимо четко понять, что нужно данному конкретному городу, потребности, привычки, вкусы населения».