Федеральная миграционная служба (ФМС) представила проект концепции государственной миграционной политики до 2025 года, которая, по сути, является иммиграционной — то есть фактически направлена на привлечение в страну новых работников из других стран как на постоянное место жительства, так и на временную работу. Революционные идеи концепции обнародовал сам глава ФМС Константин Ромодановский: новых мигрантов в РФ предполагается привлекать отменой разрешения на временное проживание и усовершенствованной системой получения вида на жительства. Для временных трудовых мигрантов предполагается отмена механизма квотирования и замена его "дифференцированными механизмами".
Новый вариант разрабатываемой с 2005 года Концепции государственной миграционной политики РФ, рассчитанной на три этапа с 2012 по 2025 год, был представлен в прошлую субботу главой Федеральной миграционной службы Константином Ромодановским. Проект документа разрабатывался совместно с экспертами рабочей группы N 7 по доработке "Стратегии-2020".
Необходимость принятия концепции диктуют нерадужные демографические перспективы России: в долгосрочной перспективе будет снижение численности трудоспособного населения, напомнил глава ФМС. Оно, по его словам, усложнится уже зафиксированным уменьшением миграционного прироста — так, в 2010 году миграционный прирост сократился на 11 тыс. по сравнению с 2009 годом. По новым данным на основе результатов переписи 2010 года, которые привел заместитель директора Института демографии НИУ ВШЭ Михаил Денисенко, с 1989 по 2011 год миграционный приток составил 8 млн человек, то есть естественную убыль населения России за эти годы в 12 млн человек в значительной степени компенсировала именно миграция. Несмотря на наличие безработных в РФ, эффективное использование российских рабочих рук, по словам Константина Ромодановского, "маловероятно" из-за низкой пространственной мобильности населения по причине низкой зарплаты, отсутствия жилья, административных барьеров при переезде и других факторов. А "учитывая перспективы модернизации российской экономики и переход на инновационный сценарий развития", спрос на труд будет расти и не сможет в полной мере удовлетворяться за счет российских трудовых ресурсов, отметил глава ФМС и не стал скрывать: концепция ведомства скорее иммиграционная, то есть рассчитана на привлечение жителей других стран как на работу, так и на постоянное место жительства.
Самая крупная инициатива проекта концепции — "расширение возможностей переселения на постоянное место жительства". В частности, кроме содействия переселению квалифицированных и иных востребованных специалистов, а также разработки программ стимулирования миграции в Россию предпринимателей и инвесторов концепция предлагает отмену действующего сейчас института разрешения на временное проживание. По мнению главы ФМС, этот институт себя изжил и его "необходимо оторвать и выбросить". "Чтобы получить российское гражданство, иностранец проходит три этапа сроком восемь лет: получение разрешения на временное проживание, получение вида на жительства и, наконец, получение гражданства, причем во всех трех случаях человек сдает одни и те же документы. Те механизмы, которые существуют по распределению разрешений на временное проживание, сплошь и рядом коррупционны, поскольку все решает уполномоченный человек",— считает глава ФМС. Ведомство предлагает перейти полностью на "гибкую и универсальную", принятую во всем мире систему получения вида на жительства. Как пояснил Константин Ромодановский, претендент на вид на жительство будет получать его по балльной системе с учетом знания языка, образования, наличия жилья. "Человек заполняет самостоятельно анкету, которая потом объективно подтверждается, и он получает вид на жительство",— пояснил глава ФМС. Из зарегистрированных с 1 июля 2010 года 6,5 тыс. высококвалифицированных специалистов более 40 человек получили вид на жительство, привел данные глава ФМС, считая, "что этим механизмом интересуются и в основном представители дальнего зарубежья".
Другое революционное изменение, за которое выступает ФМС, касается реализации такой задачи концепции, как "разработка дифференцированных механизмов отбора и использования иностранной рабочей силы". В частности, в ведомстве предлагают полностью отказаться от квотирования привлечения иностранных рабочих. Несмотря на то что, по словам Константина Ромодановского, "это вопрос дискуссионный", он подчеркнул, что у этого мнения больше сторонников. При этом в ФМС не опасаются, что отмена квотирования приведет к росту нелегальной миграции, например, из Китая, поскольку "между странами существует визовый режим". Вместо системы квотирования концепция предлагает ввести такие "дифференцированные механизмы", как привлечение мигрантов разной квалификации за счет различных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции, сезонной миграции, за счет программ организованного набора, а также каникулярной миграции для иностранных студентов. По данным Минздрава, общая квота на привлечение трудовых мигрантов в РФ на 2011 год составляет более 1,7 млн человек с учетом 30% резерва. По оценкам ФМС, в России нелегально трудится от 3 млн до 4 млн мигрантов. Причем, по оценке ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, сектор нелегальной занятости за последние десять лет вырос вдвое.
Эксперты, выслушав главу ФМС, во многом с ним согласились, хотя отмена квотирования для многих стала спорной и неоднозначной, и сожалением констатировали, что дискутируемые вопросы по миграционной политике "уже обсуждаются более 20 лет и все так же без изменений". На то, что концепция миграционной политики не содержит никаких целевых показателей в отличие от демографической концепции, указал директор Центра этнополитических и региональных исследований Владимир Мукомель. Несмотря на заявления господина Ромодановского о том, что стране необходима "оптимизация международных миграционных потоков в соответствии с потребностями страны", сколько именно мигрантов нужно стране, в концепции не говорится. Критиковалась и предлагаемая совместная оценка Михаила Денисенко и "Опоры России" — при условии удвоения ВВП и росте производительности труда в 4% России необходимо к 2020 году 20 млн трудовых мигрантов, а при темпах роста 6% — 10 млн, а также отсутствие спроса в мигрантах при росте производительности труда в 8% в год. Впрочем, в ряде случаев речь идет о чисто политической оценке: так, заведующий лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов ИНП РАН Андрей Коровкин прямо указал, что концепция должна строиться на повышении трудовой активности национальной рабочей силы.