Отечественный рынок товаров хенд-мейд набирает обороты. Растут и спрос, и предложение. Однако заработать на подарках и сувенирах получается не у тех, кто их изготавливает.

— Вот армейская фляжка,— участник артели "Варка подарка" Дмитрий Исаев вытаскивает из чехла защитного цвета округлую емкость.— Из нее выйдет отличный бензобак мотоцикла. Сверху приделаем ручки — у байкеров сувенир пойдет "на ура".

Дмитрий Исаев водит меня по мастерской — бывшей котельной на заводе железобетонных изделий ЖБИ-23, где за 30 тыс. руб. в месяц "Варка подарка" арендует помещение, больше похожее на свалку арматуры. Подбирая отслужившие свое железки на свалках и в автосервисах, группа из трех умельцев, куда помимо Исаева входят Михаил Есин и Олег Фомченков, превращает их в сувениры: подставки под рюмки, напоминающие танцующие фигурки, пепельницы-танки, лампы-электровышки, избушки на курьих ножках, корабли, самолеты. Из ребристого цилиндра от вентилятора получается отличный прорезной абажур, ручка сцепления может стать лампой или дыроколом, а шары от подшипников превратятся в головы сказочных персонажей.

Интерес к хенд-мейду в России с каждым годом неуклонно растет. Подсчитать объем разрозненного отечественного хенд-мейд-рынка, на котором работают несколько десятков тысяч мастеров, невозможно, тем не менее тренд очевиден. За последние пару лет хенд-мейд стал заметным явлением столичной культурной жизни. Многочисленные арт-ярмарки проходят практически каждый месяц, а число посетителей прибывает. Самую крупную из них, Sunday Up Market, за два мартовских выходных посетили около 6 тыс. человек — против 100 на первой ярмарке, прошедшей два года назад. Еще более бурно развивается хенд-мейд в интернете: профильное сообщество в LiveJournal читают почти 13 тыс. пользователей.

Правополушарные
Пока самая крупная удача "Варки подарка" — изготовленные по заказу "Рособоронэкспорта" к 23 февраля питейные наборы "Прямая наводка": подставки под бутылку водки, напоминающие гаубицу, и три рюмки с коваными фигурками. Заказ был настолько большим (несколько сотен предметов), что, несмотря на двух нанятых помощников, на него ушло три месяца. "Дело того стоило",— доволен Дмитрий Исаев.

Для самого изготовителя зарабатывать на хенд-мейде — дело непростое, уверяет владелец магазина авторских подарков "Лаборатория сновидений" Вячеслав Мерлушкин. "Это тонкие и творческие, абсолютно "правополушарные" люди",— характеризует он мастеров.

В пример Мерлушкин приводит суздальского умельца Николая Журу, который шьет колоритные мягкие игрушки: прежде чем придумать новые модели, он на полтора месяца уезжает в горы в Крым голодать и искать творческого вдохновения, и лишь затем принимается набрасывать эскизы.

Лишь для 10-20% всех хенд-мейдеров ручной труд — единственный способ заработка. Остальные получают удовольствие от творческой самореализации, окупают расходы на материалы и получают небольшой бонус к зарплате.

С Вячеславом Мерлушкиным мы сидим на детской площадке за магазином, под деревом,— здесь, за деревянным столом, у Мерлушкина "переговорная". Переговариваться приходится много: у "Лаборатории сновидений" более 250 договоров с авторами. При этом 60% всех мастеров, приходящих со своими работами (в авторский день, четверг, обычно бывает около 50 человек), в компании вынуждены отказывать — неформат.

"Просто красивые работы, например вазочка, обклеенная цветами, не продаются: вещь должна быть с фишкой",— говорит Мерлушкин, который зачастую придумывает идеи вместе с авторами или вместо них. С фишкой — это, например, деревянный молоток с надписью "Ты молоток", светильник "Осторожно, идут занятия любовью", кубик с привинченным к нему кипятильником и надписью "За кипучую деятельность".

У той же "Варки подарка" есть фирменные серии фигурок — подставки под рюмки и солонки. Изготовление такой "мелочевки", как насмешливо называет их Дмитрий Исаев, занимает не более получаса. Одна серия называется "Грязные танцы", другая — "Запах женщины". "Варка подарка" сознательно использует узнаваемые образы кино- и литературных персонажей, таких как Мэрилин Монро или дама с собачкой,— спрос на них выше, чем на абстрактную фигурку, пусть даже с фишкой.

Бывший управляющий магазина "Министерство подарков", а сейчас преуспевающий автор Евгений Вагнер имеет в ассортименте примерно 50 видов сувениров — работая с двумя помощниками, еженедельно он поставляет в "Лабораторию" около сотни изделий. В одном магазине любой плодовитый автор за месяц может заработать 15-25 тыс. руб.— чтобы выжить, надо сдавать свои работы как минимум в три-четыре торговые точки.

У тех, кто продает хенд-мейдерское творчество, дела с выживанием обстоят куда лучше. Правда, не все каналы сбыта одинаково успешны.

Ритейл "на коленке"

Вячеслав Мерлушкин всегда держит рядом с собой блокнот и ручку, чтобы записывать приходящие в голову идеи подарков. Самая любимая — сувенир "Врата сновидений": деревянные сиреневые воротца, закрытые на шпингалет. "Ночью их можно открывать и впускать волшебные сны",— улыбаясь, объясняет метафору Мерлушкин.

Когда речь заходит о продажах, улыбка становится грустной. "Новый год, 23 февраля, 8 марта — вот наши кормильцы",— говорит Мерлушкин. В обычные дни в магазин заходят около 25 покупателей, средний чек составляет примерно 1 тыс. руб. (магазинная наценка с авторской цены за изделие — 100%). Перед Новым годом продажи подскакивают в четыре раза. Сейчас праздники позади, и магазин вступает в длительный период под названием "лишь бы выжить". Дорогая аренда в центре города (магазин находится на Большой Ордынке) то и дело ставит "Лабораторию сновидений" на грань окупаемости. За прошлый год Вячеслав Мерлушкин три раза собирался закрыть магазин, однако рука так и не поднялась.

Магазин Мерлушкину подарил друг полтора года назад со словами: "Не возьмешь — закрою" (фамилию друга Мерлушкин не раскрывает). Новый хозяин сменил продавцов, начал активно участвовать в выставках и ярмарках, сам создал "на коленке" — "хенд-мейд же!" — первый онлайн-магазин (впоследствии он нанял профессиональных разработчиков) и занялся продвижением "Лаборатории" в интернете. В итоге в кризисный год, когда в Москве закрылись пять хенд-мейд-магазинов (всего их в столице около десяти), Мерлушкину удалось поднять продажи и вывести проект на окупаемость. Предприниматель открыл в Москве еще две небольших торговых точки под брэндом "Лаборатория сновидений", которые принадлежат его партнерам (характер отношений с ними Мерлушкин не раскрывает).

Очевидно, хенд-мейд-ритейл — не самый простой способ заработать на ручном труде: почти вся прибыль поглощается высокими арендными ставками. Куда более удачная модель — организация ярмарок-продаж.

Ярмарка тщеславия

— Сейчас у Sunday Up Market насчитывается сразу несколько клонов,— сходу сообщает мне организатор крупнейшей в России хенд-мейд-ярмарки Мария Бергельсон. На ней, вопреки моим ожиданиям, никаких сложных авторских украшений — только длинная нитка желтых янтарных бус.

В 2008 году, когда проект только появился, в нем принимали участие лишь десять хенд-мейдеров. Теперь ярмарка проводится раз в сезон в течение двух выходных, число ее участников превышает 80, а посетили двухдневный Sunday Up Market в марте больше 3 тыс. человек в день. Входной билет стоит 100 руб. Кроме того, взимается плата и с участников — около 8 тыс. руб. за место. После вычета расходов — затрат на аренду, рекламу и зарплату сотрудников — прибыль организаторов с последней ярмарки, по подсчетам СФ, составила около 700 тыс. руб. при выручке 1,2 млн руб.

Основатель Sunday Up Market сетует, что уровень участников ярмарки зачастую невысок. "Все одинаковое, мало концептуальных работ",— недовольна Бергельсон. Отказать "одинаковым" хенд-мейдерам в участии она, однако, не всегда может: не отобьются затраты на аренду. Впрочем, ограничиваться Москвой Бергельсон не намерена. Вместе с питерскими партнерами она провела в этом году ярмарки в Северной столице, а с мая планирует организовывать их еще в трех городах России и СНГ.

Помимо Sunday Up Market существуют маркеты Stranger than Paradise, арт-базар на "Винзаводе" и некоторые другие. Для самих хенд-мейдеров участие в ярмарке не слишком прибыльно. По словам Мерлушкина, оно в лучшем случае позволяет отбить затраты на аренду места. Это скорее способ заявить о себе и запомниться покупателям. Основные продажи большинства хенд-мейдеров приходятся на интернет.

Интернет-мастерская

Участники хенд-мейд-рынка давно освоили продвижение в виртуальном мире. Тематические группы на "Одноклассниках" и в "В контакте", блоги, онлайн-магазины… По уверению Дмитрия Исаева, до 90% заказов на продукцию "Варки подарка" приходит через Сеть. Российское сообщество хенд-мейдеров в LiveJournal содержит более 48,5 тыс. записей, в основном — фотографии выставляемых на продажу работ.

Американский портал Etsy.com, появившийся в 2005 году, мировой лидер по продаже товаров хенд-мейд, сегодня насчитывает свыше миллиона пользователей из более чем 150 стран мира. Всего на продажу на Etsy.com выставлено 2,5 млн работ. В России на лавры Etsy.com претендует площадка по продаже изделий ручной работы "Ярмарка мастеров". В 2006 году ее создали Денис Кочергин и Сергей Черкасов, чтобы жена последнего, Алена, могла продавать свои работы из войлока. Вскоре площадку решили превратить в источник заработка — к 2007 году на ней уже зарегистрировались примерно 100 мастеров, ассортимент достигал 1 тыс. изделий. Сейчас число хенд-мейдеров, выставляющих свои работы на сайте, составляет около 15 тыс. человек, количество предлагаемых работ перевалило за 100 тыс., а над развитием проекта работает команда из десяти человек. Хенд-мейдеры платят площадке ежемесячный взнос, величина которого зависит от количества выставленных работ. Оборот площадки Денис Кочергин не раскрывает. По подсчетам СФ, ежемесячная выручка "Ярмарки мастеров" составляет примерно 450 тыс. руб.

Проект популярен и среди региональных авторов. Однако главное, что пока тормозит развитие онлайн-продаж в глубинке,— проблемы с доставкой товара. "Работа "Почты России" не идеальна, и это серьезный барьер для региональных авторов",— признается Кочергин.

Участники хенд-мейд-рынка хором говорят: несмотря на то что интерес к авторским вещам растет, ручная работа далеко не самый простой и быстрый способ заработать. В конце концов рост бизнеса невозможен без масштабирования, а оно идет вразрез с самой концепцией хенд-мейда. Мастера могут создать небольшие серии сувениров или украшений, даже собраться в артели по три-пять человек, но не более. Кроме того, большинству из них гонка за количеством и не нужна: для "правополушарных людей" первостепенно творчество. И пока они творят, на этом могут зарабатывать те, кто возводит вокруг умельцев торговую инфраструктуру: магазины, ярмарки и особенно интернет-порталы. У них и с полушарностью, и с масштабируемостью все благополучно.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments